Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

353 упущения) – допускаемые по причинам нетипичного характера – из-за тороп- ливости, ситуативной усталости, забывчивости, отвлечения на что-либо и т. п.; ошибки профессиональной деградации – допускаемые исключительно по при- чинам деформации профессионального сознания и профессиональной позиции (нежелание качественно работать, профессиональная апатия, лень, синдромы «эмоционального выгорания» и профессиональной дезадаптации и т. п.); 3. С точки зрения характерологических особенностей: проектно-аналитические; методико-технологические; этико-психологические (неадекватность стиля об- щения, речевые ошибки и др.) [2]. Проведенный теоретический анализ, обобщение педагогического опыта учителей позволяет констатировать, что ошибки в педагогической среде могут иметь как объективный, так и субъективный характер. Наиболее часто при про- ведении уроков могут возникать следующие ошибки, преимущественно субъ- ективного плана: недостаточное внимание к индивидуализации учебных заданий по ходу урока; нестабильность педагогических требований, их избира- тельность в отношении отдельных учащихся; активность учителя выше, чем ак- тивность учеников (диалог между учителем и учащимся замещается монологом учителя); учитель не создает психологически комфортную атмосферу (опазды- вает, торопится, раздражается при неправильных ответах и пр.). Наиболее распространенными среди педагогических ошибок, особенно, начинающего учителя, являются те, которые связаны с постановкой голоса, из- лишне усложненным словарем, речевыми ошибками, ошибками в коммуника- ции, негативными привычками и нарушением педагогической этики [3]. Подводя итоги, следует подчеркнуть, что проблема педагогических ошибок особенно актуальна для молодых учителей, только начинающих свою профессио- нальную деятельность. Педагогические ошибки в контексте психологии – это те, которые связаны с личностью учителя и особенно часто проявляются в системе его взаимодействия с различными субъектами; педагогический контекст данной проблемы – это ошибки, которые допускает учитель как менеджер образователь- ной среды, преимущественно, на дидактическом уровне; полностью избежать пе- дагогических ошибок нельзя, но их можно минимизировать, если знать возмож- ные причины их возникновения, способы предупреждения. Литература 1. Казанская, В. Г. Педагогическая психология / В. Г. Казанская.– СПб.: Питер, 2005. 2. Колесникова, И. А. Педагогическая праксеология / И. А. Колесникова.– М.: Академия, 2005. 3. Савочкина, Т. С. Психологический анализ педагогических ошибок пре- подавателей вузов / Т. С. Савочкина // Вест. Тверск. гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология.– 2010.– № 10.– С. 118–132. 4. Сальная, И. В. Теоретический анализ педагогических ошибок начинаю- щих учителей и пути их предупреждения [Электронный ресурс] / И. В. Сальная // Соврем. педагогика.– 2015.– № 11.– URL: http://pedagogika.snauka.ru/ (дата об- ращения: 12.11.2015).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=