Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

352 кают в результате столкновения противоречивых намерений индивида. Иногда эти действия являются для индивида бессознательными, но имеющими скры- тый смысл, это могут быть описки, оговорки и т. д. Различные аспекты изучения проблемы педагогических ошибок нашли от- ражение в трудах современных зарубежных и отечественных психологов и пе- дагогов. Чешский психолог В. Кулич в своем исследовании « Ошибка в уче- нии» отмечает, что ошибочный результат может играть не только отрицатель- ную, но и положительную роль [1, с. 150]. Ошибка является носителем информации, лишь тогда, когда она обнаружена, правильно истолкована с точ- ки зрения цели деятельности и исправлена. Именно тогда понижается ее отри- цательное эмоциональное значение. Таким образом, В. Кулич делает вывод, что человек не всегда стремится решить задачу легким путем, а важность деятельности возрастает, если инди- вид выходит за среднее значение своей субъективной вероятности. Следова- тельно, можно сказать, что только при активности субъекта возможно прийти к успеху, но при этом он непроизвольно периодически будет совершать ошибки. В настоящее время педагогические ошибки изучаются на разных уровнях их проявления. Так, педагогические ошибки преподавателя вуза стали предме- том исследования в работах Т. С. Савочкиной, Т. А. Татукиной; ошибки учите- ля изучались Т. А. Юзефавичус, И. А. Колесниковой. Интерес представляет классификация педагогических ошибок. Так, Т. А. Юзефавичус разделяет их на три больших блока: аксиологические ошиб- ки, герменевтические и праксеологические, выделенные по признаку той или иной функции профессионально-педагогической деятельности [6]. Первый блок конкретизирован по объекту осмысления педагогом ценностных оснований пе- дагогической деятельности, тем самым образуя два вида ошибок: ценностно- смысловые и деонтологические заблуждения педагога. Блок герменевтических ошибок разделятся на два вида: неверное понимание педагогической ситуации и личностных проявлений обучающихся, которые выделяются по объекту ана- лиза педагогом явлений практической педагогической действительности. Третий блок – праксеологические ошибки, включает в себя: аналитико-диагнос- тические, ошибки педагогического целеполагания, проектирования, организа- ции педагогического взаимодействия, коммуникативные, рефлексивно-оценоч- ные и эвристические ошибки педагогов. И. А. Колесникова предлагает классифицировать педагогические ошибки по следующим основаниям: 1. По степени осознания педагогами – осознанные, или сознательно допускаемые («знаю, что так нельзя, но делаю»); неосознавае- мые заблуждения, при которых субъективные представления (мнения, точки зрения) не соответствуют объективному положению вещей; 2. По причинам возникновения: квалификационные ошибки (ошибки некомпетентности) – до- пускаемые по причинам незнания, неумения, неготовности к профессиональной педагогической деятельности; вынужденные ошибки (ошибки невозможнос- ти) – допускаемые по причинам невозможности правильных действий, отсутст- вия необходимых условий (временных, пространственных, материально- технических, социально-психологических и др.); случайные ошибки (ошибки-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=