Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

351 Е. Н. Назарова Факультет истории и права, I курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОШИБОК УЧИТЕЛЯ На данный момент в образовании достаточно четко сформулирован вопрос о качестве обучения и воспитания, который тесно связан с проблемой ответст- венности учителя за результаты своей деятельности. В связи с этим интерес представляет осмысление проблемы педагогических ошибок. Проведенный теоретический анализ показал, что сложились различные трактовки понятия «педагогические ошибки». Так, В. Г. Казанская с позиций педагогической психологии определяет педагогические ошибки как действия учителя, отрицательно сказывающиеся на умственном развитии школьников и тормозящие их личностное развитие [1, c. 146]. И. А. Колесникова, Е. В. Ти- това, уточняя данное понятие, отмечают в большей степени его педагогический смысл, подразумевая под ошибками такую организацию деятельности, спосо- бов ее осуществления, которая приводит к издержкам в качестве и эффективно- сти результатов педагогического процесса [2]. Интерес исследователей к педагогическим ошибкам представлен в истории научной психологической и педагогической мысли в контексте различных тео- рий и концепций. В педагогике данная проблема поднималась немецким уче- ным Ваймером, а в психологии – представителями бихевиоризма, гештальт – психологии, а также – психоанализа. Э. Л. Торндайк, как один из основоположников психологии поведения, считал, что механизм процесса научения – это пробы, ошибки и случайный ус- пех. В своих работах по психологии обучения арифметике, языку и алгебре Э. Л. Торндайк изучал навыки учащихся по этим дисциплинам, по которым удавалось определить их уровень психического развития. Когда поставленные задачи не соответствовали уровню развития индивидов, наблюдались нецеле- сообразные решения. Но вместе с этим, при сталкивании индивида с задачами, где требовался перенос действий, он мог проверять насколько они нужны, пе- ред тем, как строить и вырабатывать новейшие навыки. Представители бихевиоризма исследовали обстановку, в которой могли появляться ошибки, их внешние признаки и последствия. По мнению гештальт-психологов (И. М. Вергеймер) ошибки можно под- разделить на «умные» и «глупые». «Умные» ошибки, в некотором роде, имеют положительное значение, так как создается проблемная ситуация, и индивид, пытаясь ее решить, задается рядом вопросов: «Почему не получилось?», «Что я делаю не так?» и «Как решить данную проблему?». «Глупые» ошибки повто- ряются неоднократко и выполняются механически; не зная их причины, инди- вид, тем самым, усложняет свое взаимодействие с миром. З. Фрейд, основоположник психоанализа, также изучал ошибки и их роль в жизнедеятельности индивидов. Он говорил, что ошибочные действия возни-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=