Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

350 Теперь производится расчет. Например, от вспышки молнии до звука гро- ма прошло 8 с, тогда берется скорость звука – 343 м/с. Расстояние до молнии будет 8 * 343 = 2744 метра, или (округляя) 2,7 километра. «Наблюдение свободного падения тел» Познакомившись с формулами, описывающими свободное радение тел, можно рассчитать высоту здания по формуле: H = gt 2 /2 В ходе выполнения работы вертикально вниз бросается шарик, так чтобы он приземлился, секундомером засекается время полёта вниз. Измерения вре- мени движения следует провести не менее 5 раз. Формула для вычисления высоты: H = gt 2 /2, где t – время движения. «Коварный центр тяжести» Есть вещи, над которыми в повседневной жизни никогда не задумываешь- ся. Например, над тем, как встать со стула. А оказывается, чтобы встать со сту- ла, обязательно нужно соблюсти одно условие. Какое это условие, будет сказа- но дальше, а пока можно проделать такой опыт: Садимся на стул. Ноги ставим вертикально, не подсовывая их под сиденье. Сидим совершенно прямо. Попробуем встать, не нагибаясь вперед, не вытяги- вая руки вперед и не сдвигая ноги под сиденье. Но ничего не получится – встать не удастся. Центр тяжести, который находится где-то в середине нашего тела, не даст нам встать. Какое же условие надо выполнить, чтобы встать? Надо наклониться вперед или поджать под сиденье ноги. Вставая, мы всегда проделываем и то, и другое. При этом вертикальная линия, проходящая через центр тяжести, должна обяза- тельно пройти хотя бы через одну из ступней ног или между ними. Тогда рав- новесие тела окажется достаточно устойчивым, и можно будет легко встать. Ну, а теперь попробуем встать, взяв в руки гантели или утюг. Вытянуть руки при этом вперед. Возможно, удастся встать, не наклоняясь и не подгибая ноги под себя. Таким образом, значение любых физических экспериментов заключается в том, чтобы у учащихся сформировалось представление о роли и месте экспе- римента не только в познании, но и в повседневной жизни. Кроме того, при вы- полнении опытов у учащихся должны развиваться экспериментальные умения, которые включают в себя как интеллектуальные умения, так и практические. Если учащиеся систематически будут включаться в поиски путей решения вопросов и задач в ходе выполнения занимательных экспериментов, опытов, нестандартных заданий, то можно ожидать, что результатом такого обучения будет формирование и развитие их естественнонаучного мышления. Литература 1. Камин, А. Л. Физика. Развивающее обучение. Кн. для учителей. 7-й класс / А. Л. Камин.– Ростов н/Д: Феникс, 2003. 2. Тихомиров, О. К. Психология мышления: Учеб. пособие / О. К. Тихо- миров.– М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=