Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

348 Д. Г. Мужичкова Факультет математики, физики и информатики, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Д. А. Нургулеев ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ Физика – не только один из самых интересных предметов естественнона- учного цикла, но и является основой естественнонаучного мировоззрения, ко- торое необходимо любому образованному человеку. Несмотря на научно- технический прогресс, интерес школьников к нему может снижаться. Это свя- зано с тем, что физика, прежде всего, один из самых сложных предметов в учебном курсе. Чтобы учащиеся начали самостоятельно проявлять активность, необходи- мо преобразовывать учебный процесс в более увлекательное и интересное заня- тие. В этом может помочь умение заинтересовывать ребят нестандартными за- дачами, материалами и познавательными экспериментами. Для развития естественнонаучного мышления школьников и совершенст- вования процесса обучения должны прилагаться огромные усилия, ведь долж- ны приобретаться те знания и умения, которые можно будет использовать в ре- альной жизни. А знания имеют ценность только тогда, когда информация осмыслена и может применяться в различных видах деятельности. Универсальным средством обучения, способствующим осуществлению задач по формированию основ естественнонаучного мышления, являются зада- чи на применение полученных знаний в повседневной жизни и эксперимен- тальные задания для самостоятельного проведения школьниками опытов и фи- зических измерений. В современном естествознании эксперимент играет решающую роль при познании окружающего мира. Умение правильно поставить задачу, спланиро- вать опыт, провести наблюдение, обработать результаты и сделать на их основе выводы, является неотъемлемой частью научного подхода к изучению рассмат- риваемых природных явлений и процессов. Без эксперимента нет, и не может быть рационального обучения физике; одно лишь словесное обучение физике приводит к механическому заучиванию. Учащийся должен видеть опыт и проделывать его сам, видеть прибор в руках преподавателя и держать его в своих собственных руках. Рассмотрим экспериментальные задачи, которые могут быть реализованы школьниками как на занятии, так и в условиях домашнего эксперимента: «А как же настоящая лодка?» Простейшая модель подводной лодки висит между поверхностью и дном. Но ни всплыть, ни погрузиться глубже она не может. А ведь настоящую лодку ни- кто не будет вынимать из воды, чтобы смотать или домотать кусочек проволоки. Как же маневрирует подводная лодка? Как она всплывает, как ложится на дно?

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=