Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

346 2013, p. 65]. Кроме того, у Стрикленда нет образования в этой сфере, он немо- лод, но готов пожертвовать всем, что было в его жизни, в том числе и состоя- нием, и семьей, и положением в обществе, ради своей цели – писать картины. Это отчаянный шаг, на который способен не каждый. Шестой критерий – это отношение художника к роскоши. К ней, по мне- нию Моэма, человек искусства относится как к игрушке, развлечению, и зачас- тую ни в чем себе не отказывает. Но Стрикленд совершенно не такой. Он не обращает внимания на обстановку в своем жилье, не гонится за удобствами, комфортом и роскошью, единственно важное для него – это возможность тво- рить. Художник живет в бедности, абсолютно не нуждаясь в каких-либо зем- ных благах. “He lived more poorly than an artisan. He worked harder. He was indif- ferent to money. He cared nothing about fame. You cannot praise him because he resisted the temptation to make any of those compromises with the world which most of us yield to” [Maugham, 2013, p. 220]. Таким образом, Стрикленд отказался от всех материальных благ общества в пользу искусства. “His life was strangely di- vorced from material things, and it was as though his body at times wreaked a fearful revenge on his spirit” [Maugham, 2013, p. 203]. На протяжении всего романа мы продолжаем узнавать личность Чарлза Стрикленда, открывать грани его глубокой и богатой души. Мы видим, как рас- крывается тема взаимоотношений творца и его творений, но, кроме этого, мы познаем личность Стрикленда не только как художника, но и как человека. Кульминацией романа можно назвать момент, когда великий художник создает свою поистине великую работу – картину на стенах его жилища на Таи- ти. Пытаясь освободиться от неведомой силы, которая удерживает его разум и душу, он сумел найти себя, воплотить свою мечту в жизнь. “It was the work of a man who had delved into the hidden depths of nature and had discovered secrets which were beautiful and fearful too. It was not human… It was beautiful and obscene” [Maugham, 2013, p. 293–295]. Но, несмотря на это, он так и не смог найти компро- мисс между Стриклендом-художником и Стриклендом-человеком. Его великие работы стоят в стороне от его образа жизни, отношения к людям, и они не могут оправдать тех ужасных вещей, которые он совершил или на которые он повлиял: уход из семьи, смерть Бланш. Все это его абсолютно не интересовало, ведь един- ственное, чему он всегда был предан и верен, это искусство. Итак, в данной статье был проведен анализ образа главного героя романа «Луна и грош» Чарлза Стрикленда и выделены основные его черты как худож- ника – творца. Было доказано, что главный герой полностью соответствует кри- териям, выделенным У. С. Моэмом в книге «Подводя итоги». Таким образом, можно проследить его абсолютное сходство с представлениями писателя об ис- тинном художнике и его творчестве. Литература 1. Басин, Е. Я. Творческая личность художника / Е. Я. Басин.– СПб.: Але- тейя, 2015. 2. Калинина, Е. А. Поль Гоген и Чарльз Стрикленд: от прототипа к герою романа У. С. Моэма «Луна и грош» / Е. А. Калинина // Актуальные вопр. фи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=