Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

345 выдающимися и великими. Таким и был Стрикленд-художник – великий гений, получивший признание только лишь после своей смерти. В начале своего твор- ческого пути Стрикленд даже своею внешностью производил неоднозначное впечатление, как будто он был связан с какими-то темными силами. “There was something monumental in his ungainliness. I had again the feeling that he was possessed of a devil, but you could not say that it was a devil of evil, for it was a primitive force that existed before good and ill” [Maugham, 2013, p. 137–138]. Его творчество считали чем-то примитивным, абсолютно не заслуживающим вни- мания, потому что было трудно понять величие его работ сразу. Но после смер- ти Стрикленда его искусство оценили по достоинству, и даже его жена, которая считала его увлечение всего лишь очередной забавой, из которой ничего не выйдет, приобрела себе копии работ своего мужа, когда их признали шедевра- ми. “You are looking at my pictures,” – she said, following my eyes. “Of course, the originals are out of my reach, but it’s a comfort to have these. The publisher sent them to me himself. They’re a great consolation to me” [Maugham, 2013, p. 305]. Четвертым критерием, который мы выделили, стало отношение художника к своему творчеству как к потребительскому искусству, отношение к оценке его работ публикой. Истинный художник создает свои картины только для се- бя, для него не существует мнение других людей. Его творчество – поиск сво- его собственного «я», остальное его не должно интересовать. Стрикленда абсо- лютно не волнует мнение публики, он не зависим от её мнения. “I never knew a man so entirely indifferent to his surroundings” [Maugham, 2013, p. 138]. Его твор- чество – это самовыражение, стремление познать свою собственную натуру. “I think now that he was blind to everything but to some disturbing vision in his soul” [Maugham, 2013, p. 68]. Стрикленду-художнику присуща так называемая «ху- дожественная самость», о которой говорит Е. Я. Басин. Под этим понятием он подразумевает творческую личность художника, его уникальность, непохо- жесть на других. «Если художник не имеет собственного лица, если его самость заключена в сознательном стремлении подражать другим, мы имеем дело, стро- го говоря, не с творцом, а с имитатором, эпигоном и т. п.» [Басин, 2015, с. 6]. Кроме того, настоящий художник, такой как Стрикленд, не пытается оценить свои картины или показать их публике; он создает их и продолжает идти даль- ше по своему творческому пути, не оглядываясь назад, стараясь найти новые и новые пути самовыражения. “It seemed to me that he would not show his pictures because he was really not interested in them. He lived in a dream, and the reality meant nothing to him. He was never satisfied with what he had done;” [Maugham, 2013, p. 109]. Культура и ее влияние на личность художника являются пятым выделен- ным критерием. Обладая великим даром творца, истинный художник не должен показывать, что он в чем-то лучше других. Он должен быть с ними на равных, не показывая, что он великий творец искусства и выше других людей. Стрик- ленд не считает себя выдающимся художником и не признает свой талант в полной мере. Творчество для него – это стремление его души, осуществление личной мечты. “Can you paint? Not yet. But I shall. That’s why I’ve come over here. I’ve got to paint… I tell you I’ve got to paint. I can’t help myself” [Maugham,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=