Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

344 проблемы творчества и морали, которые волновали именно его, Моэма» [Ско- роденко, 1972, с. 9]. Итак, главный герой романа – художник Чарлз Стрикленд. Опираясь на видение самим Моэмом истинного художника и его взгляды на то, каким ху- дожник должен быть, выделенные в его книге «Подводя итоги» (The Summing Up, 1938), можно проанализировать образ главного героя его романа «Луна и грош». Во-первых, по мнению Моэма, художник – это не врожденная лег- кость, талант, свойственный молодости, все это может быть только частью личности художника, остальное – это окружающий его мир, который он создает сам, и люди в этом мире. Стрикленду не свойственна эта легкость; свою жажду к творчеству и желание посвятить себя искусству он открыл, будучи уже немо- лодым человеком, имеющим семью и положение в обществе. При этом он имел совершенно обыкновенную, ничем не запоминающуюся внешность: “He was a man of forty, not good-looking, and yet not ugly, for his features were rather good” [Maugham, 2013, p. 30]. Ни работа Стрикленда, ни его положение в обществе не указывали на то, что он проявляет хотя бы малейший интерес к искусству, не говоря уже о желании посвятить себя этому делу. “He’s not in the least interested in literature or the arts” [Maugham, 2013, p. 23]. Но мир худож- ника и его личность отличаются от других, они особенные, даже если на пер- вый взгляд этого и не видно, как в случае с Чарлзом Стриклендом. Вторым критерием является абсолютная свобода действий: нет никаких ограничений или барьеров, которые удерживали бы художника, в том числе и норм морали – он создает их себе сам. Стрикленд как истинный художник также не готов принять общеизвестные ценности общества, так как они могут встать у него на пути к мечте всей жизни – к творчеству. Свой разрыв с семьей и женой он и сам называл чудовищным во время беседы с рассказчиком в Па- риже. “Then, isn’t it monstrous to leave her in this fashion after seventeen years of married life, without a fault to find her? – Monstrous” [Maugham, 2013, p. 58]. И далее: “You don’t care if people think you an utter blackguard? You don’t care if she and your children have to beg their bread? – Not a damn” [Maugham, 2013, p. 66]. Не более беспокоит Стрикленда смерть Бланш Струве, которая безумно любила его. Написав ее портрет и воспользовавшись ею, герой утратил всякий интерес к жене Дирка Струве, а она покончила жизнь самоубийством. “I wondered what an abyss of cruelty she must have looked into that in horror she refused to live” [Maugham, 2013, p. 177]. Стрикленд отреагировал на это без эмоций, спокойно, что еще раз доказывает, насколько глубоко его интересовало лишь собственное развитие и самовыражение как художника. “He had no compassion. The emotions common to most of us simply did not exist in him, and it was as absurd to blame him for not feeling them as for blaming the tiger because he is fierce and cruel” [Maugham, 2013, p. 158]. Третий критерий связан с истинной гениальностью художника. Гений спо- собен воспринимать мир шире и глубже, более остро; открывать для себя новые краски. Он может достичь самых высоких вершин, невероятного успеха и при- знания. Однако величие такого художника и его уникальность зачастую снача- ла пугает, и только спустя какое-то время его работы признают действительно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=