Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

343 У. А. Мотчева Факультет иностранных языков, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – О. А. Бобок ОБРАЗ ХУДОЖНИКА СТРИКЛЕНДА В РОМАНЕ У. С. МОЭМА «ЛУНА И ГРОШ» «Луна и грош» – один из романов, благодаря которым Уильям Сомерсет Моэм (1874–1965) получил широкую известность. Роман рассказывает о судьбе художника Чарлза Стрикленда, который, бросив семью, решает посвятить себя искусству, а именно живописи. Уехав в Париж, Стрикленд живёт в нищете, го- лодает, но единственное, что его волнует в собственной жизни – это жажда творчества. В глазах Дирка Струве, художника, который помогает Стрикленду, заботиться о нём во время болезни, он непризнанный гений; в глазах общест- ва – он бездарный изгой. Но ничто не волнует самого героя: Стрикленд про- должает творить, несмотря на все сложности и проблемы. Последние годы сво- ей жизни он провёл на Таити, там он нашел себя и смог творить в полную силу. Одна из величайших его работ – роспись стен в хижине – была создана именно здесь, и здесь же Стрикленд умирает от проказы, воплотив свой самый великий замысел в жизнь. Но мир так и не увидел этот шедевр – Стрикленд приказал своей жене уничтожить его, и она исполнила его волю. Только спустя несколь- ко лет после его смерти картины Стрикленда были оценены и поняты об- щественностью. У романа «Луна и грош» сложная композиционная структура, это «рассказ в рассказе», а автор нам показывает главного героя Чарлза Стрикленда «через восприятие множества лиц, при этом есть основной рассказчик, который выступает от первого лица – «я» [Хутыз, 2001, с. 159]. Так читатель может пол- ностью погрузиться в гущу событий, увидеть разные точки зрения и представ- ления о них. Сюжет романа основан на реальных событиях – прототипом художника Чарлза Стрикленда стал живописец Поль Гоген. Данную точку зрения поддер- живали многие исследователи творчества Моэма: В. Скороденко, Г. Ионкис, Ф. Хутыз, Е. Калинина и др. Одной из причин для создания романа послужила увлеченность Моэма живописью. «В течение многих лет писатель покупал кар- тины импрессионистов и модернистов. Известно, что он приобрел на Таити стеклянную дверную панель, разрисованную художником-постимпрессио- нистом Полем Гогеном» [Калинина, с. 247]. В связи с этим в адрес писателя по- сыпалось много критики, так как многие факты биографии французского пост- импрессиониста искажены и не соответствуют действительности. Но Моэм, как истинный художник и творец слова, взял биографию Гогена за основу, для того чтобы создать своего персонажа, который будет связан с собственным понима- нием писателем природы искусства и отношений между творцом и его творе- ниями. «Его увлекала возможность, отталкиваясь от этих фактов, создать со- вершенно самобытное художественное произведение, поставить некоторые

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=