Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

341 вания заключается не только в усвоении необходимой информации, но и в фор- мировании у учеников навыков самообучения, саморазвития, способствовать реа- лизации своих скрытых возможностей и самосовершенствоваться. Поэтому, ос- новной причиной внедрения метода проектов в образование является не просто изменение и реформирование системы обучения, а направленность на воспитание человека, формирование его личности и субъективной позиции [2, с. 54]. В России метод проектов применялся организованной группой сотрудни- ков под руководством С. Т. Шацкого с 1905 года сперва в специализированных школах, а потом в некоторых массовых. Многие последователи считали метод проектов единственным средством обучения, школой жизни. Были разработаны комплексно-проектные программы, отменяющие предметную структуру заня- тий, а методическое усвоение знаний под руководством педагога было заменено выполнением проектов [3, с. 140–141]. В 1931 году метод проектов подвергся осуждению и был отменен по идеологическим причинам. Считалось, что он был не способен сформировать у обучающихся глубокие теоретические знания [5]. Пока в отечественной педагогической практике советского периода метод проектов находился в запрете, в других странах, таких как США, Канада, Вели- кобритания, Бельгия, Германия, Италия, он нашел широкое применение и был успешно внедрен в систему образования. Несомненно, со временем, метод проектов был частично изменен, учиты- вая появившиеся новые технологические возможности, однако цель у него ос- талась прежней – прививать интерес учеников к получению знаний и научить применять эти знания на практике [4, c. 3]. Общим является мнение ученых о том, что применение метода проектов в образовательной сфере позволяет раз- вить творческие способности обучающихся, сформировать у них умение само- стоятельно работать с теоретическим материалом, анализировать имеющуюся информацию, предлагать нестандартные подходы к решению конкретных про- блем за пределами школы. В. С. Лазарев считает, что проектная деятельность требуется только тогда, когда появилась определенная проблема в усвоении какого-либо материала, и те, у кого она возникла, не понимают что и как делать для ее решения. Проведенный теоретический анализ позволяет утверждать, что метод про- ектов представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, творче- ских, игровых, информационных проектов. Педагог вместе с группой учеников, субъектом проектирования, ставят цели и задачи проекта. Участники проекта должны быть объедены общими целями и интересами. Тема проекта касается определенной проблемы. Поставив проблему, субъект определяет потребность в создании чего-то нового, что пока не существует, либо усовершенствовать что-то, что нуждается в доработке. Поскольку проектирование подразумевает собой совместную деятельность, то для успешного выполнения задания участ- ники распределяют между собой определенные роли и функции, выявляют, что необходимо сделать и какую цель они хотят достичь в итоге. Далее необходимо распланировать свои действия, что является важным этапом выполнения проек- та, поскольку это позволит правильно распределить время, ресурсы и увеличит продуктивность. Следующим этапом проекта является его реализация [1, с. 37].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=