Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

340 Е. Н. Михеева Факультет иностранных языков, магистрант 1-го года обучения (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова МЕТОД ПРОЕКТОВ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ Результатом утверждения гуманистической парадигмы и модернизацион- ных процессов в образовании явилась потребность в использовании продуктив- ных форм и технологий обучения, призванных содействовать развитию мыш- ления, творческих способностей, личностных качеств обучающихся. В связи с этим в последнее время стала активно развиваться новая область научного знания – педагогическая инноватика (А. В. Хуторской. В. А. Сластенин, М. М. Поташник, В. С. Лазарев и др.). На поддержку учителей-новаторов и соз- дателей авторских программ обучения в контексте требований новых ФГОС школьного образования будут предоставляться специальные субсидии на инно- вационную деятельность. Самым распространенным и значимым в контексте инновационной обра- зовательной политики считается метод проектов, под которым понимается сис- тема обучения, ориентированная на приобретение учащимися знаний в про- цессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий-проектов [4, c. 2]. Отношение к методу проектов в зарубежной и отечественной теории и практике школьного образования было неоднозначным в силу разнообразных причин. Тем не менее, интерес к нему исследователей имеет свою историче- скую динамику, в которой имели место следующие позиции: рассмотрение ме- тода проектов как средства развития исследовательских умений и креативных качеств личности учащихся (У. Килпатрик, Д. Дьюи), способ связи школьного обучения с практикой (П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий); средство организации учебного процесса, ориентированного на творческую самореали- зацию личности учащегося (Ю. Л. Хотунцева, Е. С. Полат, А. Л. Блохин и др.) Метод проектов был введен американским философом-прагматиком, пси- хологом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником, профессором педагогики учи- тельского колледжа при Колумбийском университете У. Х. Килпатриком во второй половине XIX века. Дж. Дьюи считал, что главный недостаток школы заключался в том, что дети не могли применить знания, полученные на уроках, в реальной жизни, и наоборот: все то, что дети узнавали за пределами школы, они не могли ис- пользовать на занятиях. Поэтому метод проектов, главным образом, призван обучать на «активной основе, через целесообразную деятельность ученика, со- ответствующую его личным интересам» [4, с. 2]. У. Х. Килпатрик считал, что главной задачей данного метода является заинтересовать учеников в приобре- тении знаний, которые им могут пригодиться им в жизни. Так как суть образо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=