Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

337 Е. Н. Михеева Факультет иностранных языков, магистрант 1-го года обучения (очная форма) Научный руководитель – И. В. Игнатова ГЕНДЕР КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНСТРУКТ Гендерные исследования являются относительно новым направлением гу- манитарного знания, которые находятся сейчас в процессе развития. Причиной возросшего внимания к вопросам гендера стало распространение по всему ми- ру феминистских идей [1]. Гендерная идентификация личности является очень важным процессом в жизни людей, поскольку она специфически отражается на характере человека, его положении в обществе, а также на его личной и про- фессиональной судьбе. Для начала стоит определить, что понимается под гендером. Согласно определению, данному в Тезаурусе терминологии гендерных исследований, гендер означает «совокупность социальных и культурных норм, которые об- щество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологиче- ского пола» [4]. Впервые категория гендера была введена в науку американским психоло- гом и сексологом Джоном Мани в 1955 году [5, с. 4]. Сначала термин «гендер» использовался в истории, социологии и психологии, и только позже плотно за- крепился в лингвистике, оказавшись особенно полезным для прагматики и ан- тропоориентированного описания [6, с. 17]. В российской лингвистике гендер- ные исследования начали проводить с 1990-х гг., однако эта область все еще остается малоизученной в контексте всех лингвистических наук [1]. Исследуя «гендер», лингвисты затрагивают, прежде всего, два главных ас- пекта: 1) «различия мужского и женского языка, стратегии и тактики речевого поведения, гендерно-специфичный выбор единиц лексикона / синтаксических конструкций и 2) репрезентации мужского или женского в номинативной сис- теме языка, приписывание определенных оценок» [2, с. 8]. Когда разговор заходит о гендере, встает вопрос о его отличии от «пола». Как видно из данного ранее определения, оба эти понятия взаимосвязаны. Они имеют общее значение – род, «классификация пола, пол», «принадлежность к определенному классу, группе, категории» [3, с. 127]. Однако «пол» – категория биологическая, она задается природой, а «гендер» – социальная, так как она приписывается обществом с помощью институтов социального контроля и культурных традиций. Гендерные отношения выражаются в языке в виде сте- реотипов, которые сказываются на поведении и речи индивида [6, с. 16]. Так, например, после рождения ребенка его начинают воспитывать в соответствии с его биологическим полом. Таким образом, складывается жизненный опыт ре- бенка и его образ «Я» и, как следствие, формируется окончательная гендерная идентичность взрослого человека, одни аспекты которой заданы биологическим фактором, а другие культурным и психологическим [5, с. 3].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=