Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

332 Д. Д. Медведева Факультет истории и права, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – А. В. Слобожанин ПОНИМАНИЕ ДУШИ В УЧЕНИИ ПЛАТОНА Что такое душа? Существует ли у человека она? Что происходит с душой после смерти тела? Каждый человек хоть раз в жизни задумывался над этими вопросами. Тему души познавали и анализировали разные философы. Так, за- давался вопросом о душе и о связи ее с телом древнегреческий философ Пла- тон. В его философских произведениях «Федон», «Федр» и «Государство», на- писанных в форме диалогов, особое место занимает проблема человека, и его души как активного начала, несущего в себе идеи. Путем ряда рассуждений Платон пытается доказать бессмертие души и описывает ее существование до вселения в тело и после отделения от него. Природность человека Платон видел в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся при рождении в тело. Объясняя бессмертие души Платон в «Фед- ре» говорит, что «Всякая душа бессмертна. Ведь вечно движущееся бессмерт- но. А у того, что сообщает движение другому и приводится в движение другим, это движение прерывается, а значит, прерывается и жизнь...» [3]. Платон считал человека дуалистичным, так как он заключает в себе тленное тело и вечную душу. Так в диалоге «Федон» Платон отмечает: «Божественному, бессмертно- му, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неиз- менному самому по себе в высшей степени подобна наша душа, а человече- скому, смертному, постигаемому не умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и несходному с самим собою подобно – и тоже в высшей степени – наше тело» [4]. Душа больше всего приобщилась к божест- венному, а оно прекрасно. Так любая душа ведает всем неодушевленным, при- нимая разные образы. Будучи совершенной и открытой она правит миром. А все что зовется существом сочетает в себе душу и тело, которое смертно. Объясняя природу и устройство души, Платон в своей четвертой книге «Государства» говорит, что душа, так же как и идеальное общество, должна со- стоять из трех частей: «Мы не без основания признали двойственными и от- личными друг от друга эти начала: одно из них, с помощью которого человек способен рассуждать, мы назовем разумным началом души, а второе, из-за ко- торого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен дру- гими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим, близ- ким другом всякого рода удовлетворения и наслаждений. Что же касается ярости духа, отчего мы и бываем, гневливы, то составляет ли это третий вид или вид этот однороден со вторым, т. е. вожделеющим, видом?… В душе суще- ствуют всего два вида начал: разумное и вожделеющее? Или как в государстве три рода начал, его составляющих: деловое, защитное, совещательное, так и в душе есть тоже третье начало – яростный дух. По природе своей оно служит защитником разумного начала, если не испорчено дурным воспитанием» [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=