Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

328 ответы на которые они пытаются найти уже сами и преподнести их всему классу. Такие занятия, как правило, не ограничиваются рамками одного урока и находят своё продолжение во внеурочной деятельности. Уроки-исследования приводят к развитию следующих умений, которые входят в состав исследо- вательских: – быстро ориентироваться при поиске новой информации, определять наи- более эффективные методы ее сбора и обработки; – формулировать проблему, определять объект, предмет исследования, вы- делять цель и задачи; – выдвигать гипотезу и проводить мысленный эксперимент; – планировать опытно-экспериментальную работу; – использовать теоретические методы научного познания; – устанавливать причинно-следственные связи и др. Для выявления влияния нашей методики обучения на формирование ис- следовательских умений применялась методика, разработанная Н. Б. Шумако- вой. Данная методика позволяет выявить степень выраженности исследователь- ской позиции. Под исследовательской позицией понимается некоторая устойчивая лич- ностная характеристика, отражающая определенный тип отношения ребенка к познанию окружающего мира. Этот тип отношения отражает уровень поиско- во-исследовательской активности ребенка в ситуации приобретения нового знания, склонность к самостоятельным умственным усилиям и предпочтение определенных способов познания. Исследовательская позиция характеризуется: – высоким уровнем и широтой поисково-исследовательской позиции ре- бенка в ситуации неопределенности, обусловленной бескорыстной познава- тельной потребностью, стремлением к самостоятельному «познанию истины»; – выраженной склонностью к продолжительным самостоятельным умст- венным усилиям в процессе поиска неизвестного, за которой стоит потребность в мыслительной нагрузке; – позитивным отношением, предпочтением продуктивных способов по- знания. Анализ выраженности исследовательской позиции учащихся показывает, что после системной целенаправленной работы по формированию исследова- тельских умений у учащихся отмечается более высокий уровень поисково- исследовательской активности. Литература 1. Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. В. Обухов, Л. Ф. Фомина // Ис- след. работа школьников.– 2001.– № 1.– С. 24–34. 2. Зорина, Л. Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования / Л. Я. Зорина.– М.: РАО, 1993. 3. Лазарев, В. С. Рекомендации по развитию исследовательских умений учащихся / В. С. Лазарев.– М., 2007.– С. 3–4.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=