Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

327 научить школьников осуществлять выполнение несложных исследовательских заданий по алгоритму. 3. Завершающий предполагает, что заложенные ранее навыки исследова- тельской деятельности способствуют самоопределению ученика к самостоя- тельному поиску и решению проблемных вопросов. Задача – развитие умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности. На каждом этапе следует применять различные методы и приемы работы над формированием исследовательских умений. Первоначально уделяем внимание формированию умения искать инфор- мацию по оглавлению, выделять главное в текстах, ставить вопросы и нахо- дить на них ответы и т. п., т. к. важно научить учащихся пользоваться научной литературой. На уроках физики есть замечательная возможность практически постоянно организовывать наблюдения учащихся. Практический метод – наблюдение в обучении основан на восприятии изучаемого явления или объекта. Это помо- гает направлять мыслительную деятельность учащихся особенно на первом этапе формирования исследовательских умений. Ни один эксперимент, опыт не дает абсолютно точного результата. Приме- няя приборы, ученики, как исследователи, должны знать, что есть погрешности измерений физических величин. Таким образом, ученики приобретают умения рассчитывать достоверность результата. Физический эксперимент как метод обучения включает умение ставить цель, продумывать план проведения эксперимента, анализировать и системати- зировать полученные данные, делать выводы. На начальном этапе цель экспе- римента перед учеником ставится учителем, совместно с ним определяется и последовательность его проведения. На втором этапе учитель может поста- вить только цель, остальные этапы исследования учащиеся выполняют само- стоятельно. На завершающем этапе формирования исследовательских умений учащиеся намечают цель эксперимента и планируют его проведение, обобщают данные, делают выводы. Учитель может выполнять здесь роль консультанта. В арсенале учителя физики есть возможность решения исследовательских задач в ходе практикума, лабораторных работ. Такие задачи чаще решаются в ходе урока – исследования, где изучается какое-либо явление или закономер- ность, ранее не изученные, и урока-практикума, где ранее изученные явления на теоретическом уровне, доказываются с помощью лабораторного опыта. На- пример, «Исследование факторов, от которых зависит Архимедова сила», «Изучение факторов, от которых зависит высота подъёма жидкости в капилля- ре», «Стоимость электроэнергии», «Изучение факторов, от которых зависит ра- бота и мощность электрического тока». В процессе прохождения педагогической практики в МБОУ «Центр обра- зования – гимназия № 1» г. Тулы в восьмом классе, на каждом уроке мы стави- ли и решали задачи формирования и развития исследовательских умений учащихся. Даже в течение короткого времени работы со школьниками, мы за- метили, что уроки, в которых есть исследование, всегда интересны и проходят на большом эмоциональном подъеме. У учащихся возникают новые вопросы,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=