Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

326 В. Ю. Маслова Факультет математики, физики и информатики, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. Л. Плешакова ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ Современная школа находится в постоянном движении и развитии. Изме- нения продиктованы социальным заказом государства и общества на развитие, обучение и воспитание учащихся, которые мотивированы на познавательную деятельность, у которых сформирован интерес к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации. Это подготовка позволила бы школь- никам легко ориентироваться в современном быстро меняющемся мире, при- менять свои знания в нестандартных ситуациях. Исследовательская и проектная деятельность школьников является одним из показателей качества образования в учебном заведении. Основные понятия исследовательской деятельности, ее цели, задачи, этапы построения деятельности, результаты рассматриваются в работах А. В. Леонто- вича, А. С. Обухова, А. Н. Поддьякова, А. И. Савенкова, Н. Г. Алексеева и др. Речь идет в основном о выстраивании исследовательской деятельности уча- щихся вне урока. Остается недостаточно рассмотренной проблема включения исследовательской деятельности в урок, её организации, сочетания форм, мето- дов и средств обучения. Исследовательская деятельность предполагает актив- ную познавательную позицию, связанную с периодическим поиском, творче- ской переработкой информации научного характера, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями! Этим она отли- чается от эвристического и проблемного обучения, находясь с ними в тесной взаимосвязи и одной группе образовательных технологий. К осуществлению исследовательской деятельности на уроках и во вне- урочной работе по физике учащихся надо целенаправленно готовить. Возрас- тные особенности подростков таковы, что для большинства из них наиболее привлекательными являются не теоретические знания, а самостоятельная прак- тическая деятельность. Учитывая это, необходимо обеспечить поэтапное овла- дение исследовательскими умениями, начиная с выполнения простых опытов, конструирования несложных приборов и механизмов и постепенно подводя их к исследованиям физических явлений, процессов, проведение которых потре- бует от них более глубокое знание теоретических основ физики. В процессе формирования исследовательских умений учащихся при изу- чении предмета физики выделим три этапа: 1. Подготовительный. Для создания условий для формирования у учащих- ся практических навыков научной организации труда, начальные эксперимен- тальные умения. 2. Развивающий, на котором происходит развитие творческих способнос- тей, усвоение основных принципов исследовательской деятельности. Задача –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=