Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

324 письменный опрос, практический опрос, тесты, комбинированный опрос. У ка- ждого из них имеются свои преимущества и недостатки, например: – наблюдение дает возможность ежедневно определять способ исполнения поставленных задач, индивидуальные особенности обучаемых и их отношение к учебной деятельности [4]; – устный опрос и оценивание прослеживает логику и последовательность высказывания студента и качество речи [3]; – практический опрос и оценивание дают возможность оценивать разные действия и операции, контролировать профессиональную компетентность: вла- дение манипуляцией, инструментальные действия и др. [3]; – письменный опрос и оценивание охватывает одновременно большое число обучаемых, поставленных в одинаковые условия, и занимает короткое время для опроса [1]; – комбинированный спрос дает возможность яснее выделять глубину зна- ний и умений студентов [2]; – проведение теста – обладает высокой объективностью и обеспечивает единство критерия контроля и оценки [3]. Из научной литературы известно, что на подлинность и надежность оценки оказывают влияние многие факторы, которые дают возможность классифици- ровать различные эффекты, вызванные ими [1]: – эффект совокупности – оценка одного студента становится объективной через отношение каждого отдельного к общему уровню группы; – эффект контраста – оценка зависит от того с чей работой сравнивается – с лучшей или слабой; – эффект порядка – сравнение результата того кого спрашивают с преды- дущим; – эффект ореола (галоэффект) – перенесение общих впечатлений (положи- тельные или отрицательные) от студента на оценку его интеллекта или его лич- ности в целом; – эффект пола – оценки зависят от противоположности или одинаковости пола преподавателя и студента; – эффект голоса – при устном спросе голос и физические характеристики студента влияют субъективно; – эффект усталости – затрудняет процесс реальной оценки знаний; – эффект ожидания – влияние оказывает предварительное ожидание со стороны экзаменатора; – - эффект первого впечатления – когда первое впечатление определяет ве- личину оценки; – эффект последнего впечатления – самая новая информация оказывает сильное влияние на экзаменатора и на оценку. Знание этих эффектов преподавателем, по мнению различных авторов, в значительную степени может влиять на истинность и надежность оценки [1]. Современные тенденции, которые преобладают в оценочной практике, по мнению Т. Попова, делают акцент на текущий контроль, который должен стать неотъемлемой частью процесса обучения, из-за его формирующего значения [4].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=