Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

323 Другие ученые высказывают мнение что, оценка это важный показатель качества обучения и поэтому выполняет ряд функций [4]: – гносеологическая – контроль и оценка помогают глубоко понимать учеб- ный материал, лучше структурировать и совершенствовать дидактическую ор- ганизацию; – воспитательная – способствует развитию личностных качеств (постоян- ство, организованность, чувство ответственности и др.) обучаемых и приобре- тению социального опыта; – контрольно-осведомительная – определение степени осваивания, – пробелов и ошибок, целесообразности применяемых методов и средств обучения; – диагностично-прогностическая – на основе определенных результатов прогнозировать дальнейшие развитие процесса оценивания; – дидактическая – оценка обеспечивает возможность дальнейшего усвое- ния, углубления и расширения знаний и умений студентов; – стимулирующая – применение контрольных процедур для поддержки стремления обучаемых к системной учебной деятельности; – формирующая – оценка развития умения у студентов для самоконтроля и критерии самооценки; – регулирующая и избирательная – предполагает большую объективность и справедливость. Через контроль и оценку регулируется передвижение учащимся через раз- личные степени образования. Здесь следует отметить факт, что основные функции оценивания проявляются разным способом. Одна или другая функция доминирует в зависимость от учебно- воспитательных целей и задач, видов оценивания, специфических особенностей учебного процесса и соответствующего ему учебного содержания, уровня осваива- ния знаний, умений и навыков, использованных форм и методов проверки и др. Важное место в процессе оценивания занимает самооценка, потому что она способствует формированию умения и навыка самовоспитания, самоконт- роля, самооценки, самосовершенствования [2, с. 72]. Адекватность самооценки зависит от предварительного уточнения со студентами параметров контроля: действия и операции; порядок проверки; напоминание правил и инструкций при возможных ошибках; новые детали и параметры для достижения опти- мального решения поставленных задач. Чтобы оценка была эффективной и воздействующей, она должна отвечать следующим требованиям [4]: – быть объективной – отвечать действительным достижениям обучаемого; – быть дифференцированной – отражать различные стороны подготовки; – быть мотивированной – дать ясную оценку причинам, ради которых по- ставлена именно она; – не использовать ее для санкционирования – например при плохом пове- дении и настроении. Для эффективного осуществления контроля и оценки в условиях высшей медицинской школы применяются разные методы: наблюдение, устный опрос,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=