Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

320 Вдоль по коре, сухой и жесткой, Смола, прозрачнее стекла... Мне снилось северное море, Лесов пустынные края... Мне снилась даль, мне снилась сказка – Мне снилась молодость моя. [1, с. 346]. При выявлении художественного замысла этого стихотворения учащиеся работают с названием произведения, отображением тематики, заявленной в на- именовании и воплощенной в самом произведении. Но не менее важным явля- ется анализ средств языковой выразительности этого стихотворения. Так, уча- щиеся могут указать: эпитеты ( пустынных, диким, глухом, светозарный, веселый, чист, радостно-высок, пустынно, скучно, холодном, сонно, сказоч- ным, прелестный, радостный, прозрачной и др .), сравнения ( как в сказке, как рельсы, прозрачнее стекла ); анафору ( был летний светозарный полдень, был жаркий день ); лексический повтор ( снилась ); инверсию ( лесов пустынные края ) и др. И эта работа будет являться для них стандартной, не выявляющей особен- ного, неповторимого бунинского стиля. Интересно будет предложить учащимся анализ цветового облика этого стихотворения, с помощью которого автор наполняет свое произведение опре- деленными ощущениями и эмоциями. Стоит провести работу со словами, обо- значающими цвет узуально ( синий, светозарный, розовый ), а также с индиви- дуально-авторскими лексемами ( лукоморье, блеск, радостно-высок, отблеск моря, северное море и др.). Помимо анализа ассоциативного ряда, возникающе- го у учащихся, актуально привлечение анализа звукобуквенных соответствий в программе «Звукоцвет.ру », основанной на положениях концепции А. П. Жу- равлева [3]. С помощью этой программы можно выявить «средний» цвет текс- та – общее соотношение звукоцветовых соответствий. Сопоставление обозначенного программой оттенка произведения и инди- видуальных цветоощущений учащихся позволит выйти на новый уровень ана- лиза лирических текстов. Цветовые соответсвия учащихся и предоставленные программой могут различаться или, наоборот, быть схожими. При анализе сти- хотворения «Сказка» программа «Звукоцвет.ру» дает оттенок зеленого цвета. Данная характеристика позволит провести не только сопоставительный анализ с узуальными и индивидуально-авторскими обозначениями цвета, но и с художественным замыслом произведения: сказка-молодость-зелень-весна- ощущение радости жизни. Автор не скрывает, а даже прямо указывает на подобные соответствия в своих произведениях: …Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия. [1, с. 578].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=