Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

32 Г. Антовска Медицинский университет г. Варны, Болгария Факультет общественного здравоохранения, ІІ курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. И. Грудева ПАЦИЕНТ КАК СЛОЖНЫЙ СУБЪЕКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЕ Учебный процесс в высшей медицинской школе обладает всеми основны- ми признаками традиционного процесса обучения, но и отличается своей спе- цификой. Одна из самых характерных специфических особенностей это прове- дение практического обучения в реальных больничных условиях при участии пациента, как активного субъекта. В качестве активного субъекта, пациент проявляется не только потребите- лем услуг здравоохранения, но вступает в сложное взаимодействие «преподава- тель-студент-пациент», т. е. он активно общается с этими субъектами. Это об- щение имеет тоже специфические изменения, потому что оно является значительным не только для отдельного пациента, но и для установления взаи- моотношений между остальными двумя субъектами – преподаватель и студент, и в нем проявляется качество приобретенных знаний и профессиональных уме- ний и навыков и личностные качества студентов. Включение пациента как активного субъекта в процесс обучения зависит как от индивидуальных качеств и особенностей, так и от особенностей и ка- честв будущих медиков, и не в последнюю очередь от педагогического мастер- ство преподавателя. Пациент, в качестве третьего субъекта рассматривается как сложная лич- ность, которая представляется как «совокупность физических, психических и социальных особенностей, которые входят добровольно во взаимодействие с преподавателями и студентам в процессе обучения» [2, с. 60]. Практическое обучение в реальной больничной среде, которое осуществля- ется в форме клинической практики, имеет целью помочь будущим медицин- ским специалистам применить к реальному пациенту полученные профессио- нальные знания, умения и навыки, приобретены в рамках теоретической подготовки и на учебно-практических занятиях. Во время этой практики студен- ты отрабатывают все заботы и манипуляции по отношению к реальному пациен- ту, гарантируя максимальную надежность с помощью осуществляемого контро- ля преподавателей. Здесь следует отметить факт, что качество учебного процесса в реальной больничной среде находится в узкой связи и зависимости с лекцион- ным курсом и учебно-практическими занятиями. Три учебные формы функцио- нально единые не только с точки зрения общей педагогической цели, но и харак- тера, и содержания учебного материала и возможностей обучающихся. Основное психическое переживание пациента в этом процессе это отно- шение к своему заболеванию, то как больной воспринимает болезнь отражается на его поведенческой реакции.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=