Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

319 Л. В. Макарова Факультет русской филологии и документоведения, аспирант 3-го года обучения (заочная форма обучения) Научный руководитель – Д. А. Романов МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЦВЕТОВЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. А. БУНИНА (на базе анализа средств художественной выразительности) Базовый анализ лирических произведений в школе включает такие поня- тия, как цветопись и звукопись . Выявление определенного цветового или зву- кового значения необходимо для целостного восприятия и понимания текста, замысла автора и глубины произведения. Но если мы говорим о произведениях великого русского поэта и прозаика И. А. Бунина, то при анализе его текстов стоит рассматривать указанные выше понятия ключевыми. Начиная с Аристотеля, многие ученые пытались изучить проблему цвето- писи. В зарубежных (Р. Штайнер, О. Шпенглер, М. Люшер, И. В. Гёте и др.) и отечественных (И. Ф. Анненеский, А. Белый, А. А. Блок, А. Н. Веселовский, Ц. П. Балталон, В. Я. Брюсов и др.) исследованиях интерес к цветоведению проявляют с давних времен [2, с. 4]. Современные ученые (Р. В. Алимпиева, С. В. Бекова, Л. И. Донецких, Л. В. Зу- бова, Л. А. Качаева, Л. В. Краснова, Р. З. Миллер-Будницкая, В. С. Манакова, Б. А. Оррас, С. М. Соловьева, Ю. С. Язикова и др.) выявляют значимость цве- тообозначения, определяя его не только, как языковое средство выразитель- ности, но и как средство, которое выстраивает подтекст произведения, созда- ет определенный эмоциональный фон мыслей и чувств героев произведе- ния [2, с. 4]. На это стоит обратить внимание при изучении произведений И. А. Бунина. Рассмотрим в качестве примера стихотворение «Сказка»: …И снилось мне, что мы, как в сказке, Шли вдоль пустынных берегов Над диким синим лукоморьем, В глухом бору, среди песков. Был летний светозарный полдень, Был жаркий день, и озарен Весь лес был солнцем, и от солнца Веселым блеском напоен. Узорами ложились тени На теплый розовый песок, И синий небосклон над бором Был чист и радостно-высок. Играл зеркальный отблеск моря В вершинах сосен, и текла

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=