Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

317 А. В. Лоткова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева ПОНЯТИЕ ЛЮБВИ В УЧЕНИЯХ Ф. БЭКОНА И Р. ДЕКАРТА Во все времена философы рассуждали в своих учениях о таком возвышен- ном чувстве как любовь. «Любовь – универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая в своем содержании глубокое индивидуально-избирательное ин- тимное чувство, векторно направленное на свой предмет и объективирующееся в самодостаточном стремлении к нему» [2]. Для одних мыслителей любовь – это «желание красоты» (Марсилио Фичино), для других «наслаждение» (Фре- дерик Стендаль). Френсис Бэкон – английский философ, эпохи позднего Возрождения, оп- ределивший ведущие принципы философии Нового времени, с одной стороны, уважительно отзывался о христианской любви, с другой – уделял внимание «земной». Мыслитель считает, что христианская любовь объединяет в себе все нравственные качества человека. Однако, Бэкон сравнивает любовь с театром. По его мнению, сцена представляет собой счастливое и беззаботное время двух влюбленных людей, которые счастливы и не замечают проблем вокруг себя. А на самом деле любовь не существует без ссор, она приносит много разочаро- ваний и несчастий, поскольку влюбляются два абсолютно разных и не похожих друг на друга человека, имеющие свои привычки, принципы и приоритеты. Тем не менее «земное влечение» находит свое место в учении философа. Он отме- чает, что любовь спасает человека от одиночества, помогает поверить в самого себя. Благодаря такому возвышенному чувству люди чувствуют себя «возвы- шенными», потому как любовь вызывает в организме такие биологические процессы, которые связаны с удовольствием, радостью, безопасностью. Одна- ко, нет ни одного великого и достойного человека, как считает Бэкон, который был бы увлечен этим чувством до безумия. Любовь – чувство, приписываемое «слабым». «Слабый человек» никогда не сможет стать мудрым, богатым или успешным, если он слишком высоко ценит свои чувства, ставя их на пьеде- стал. В момент, когда человек достигает высшей точки наслаждения, он влюб- лен до беспамятства в свою музу, как говорит философ, его можно назвать «дитя безрассудства», потому что это состояние разжигает любовь настолько сильно, что делает её сумасшедшей. Бекон отмечает, что «невозможно любить и быть мудрым». По мнению философа, необходимо «удерживать любовь в подобающем ей месте и полностью отделять от своих серьезных дел и действий в жизни» [1]. Таким образом, в своем учении Ф. Бэкон не отрицает существование «зем- ной» любви, но выступает против её избыточности. Он считает, что человеку свойственно любить тайно. И если не тратить всю свою любовь на одного, то она распространится на многих и сделает нас добрыми и милосердными. «Суп-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=