Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

315 хотерапия» считает, что «на уроках музыки учитель может обучать своих учени- ков кинезиологическим упражнениям,… навыкам антистрессового дыхания, ко- торое может снимать как чрезмерное утомление, так излишнюю возбудимость и агрессивность» [4, 69–70]. Кинезиологические упражнения направлены на улуч- шение работы мозга, что крайне необходимо в моменты напряжённого школьного обучения. Существуют несколько групп таких упражнений, в каждой из которых может быть большое количество разновидностей: 1) растяжки мышц; 2) дыхательные упражнения; 3) глазодвигательные упражнения; 4) упражнения для релаксации и расслабления. К первой группе относят упражнения, типа «Сорви яблоко», в котором имитируется сбор яблок с дерева или «Дерево», делая которое, школьник «вы- растает» как семечко. К дыхательным упражнениям можно отнести «Задувание свечей» или различные упражнения, направленные на медленный «вдох» и «выдох». Глазодвигательные упражнения – это упражнения, при которых глаза как бы «рисуют» различные цифры или предметы. Последнюю группу упраж- нений можно выполнять во время прослушивания музыки на уроке, имитируя руками движения рук дирижёра. К одной из разновидностей активной группы относят фольклорную арт- терапию. Н. Г. Чернышевский в «Эстетическом отношении искусства к дейст- вительности» писал: «Пение первоначально и существенно подобно разговору» [11]. Этот вид музыкотерапии связан с русским песенным фольклором, о роли которого в музыкальном воспитании детей на уроках музыки, говорил Борис Владимирович Асафьев, музыковед и музыкальный критик. «Она должна войти в общее музыкальное сознание, но войти как непосредственно живое, волнующее и свободным чувством охватываемое явление…» [1]. Г. А. Струве писал: «В каждой приходской школе, реальном училище, гимназии, институте – в любом учебном заведении любили и умели петь красиво, на несколько голо- сов… Пел весь народ, от мала до велика» [10]. Русская народная песня производит собой не только «строительство музы- кальной культуры», она несёт исцеление движением, цветом и рисунком русско- го костюма. Этот синтез и называется фольклорной арт-терапией. Её можно использовать в таких формах урока, как урок-праздник, урок-концерт, урок-путешествие. Движения, использующиеся в русских танцах, релаксируют мышцы, устраняя напряжение рук и ног. Деятельность, которая построена на принципах фольклорного творчества, активизирует развитие фантазии ребёнка, а также побуждает к творческим проявлениям [3]. «Обучение пению – это не только обучение данному виду искусства, а целый педагогический процесс, в котором решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой форми- рования личности школьника и её общего развития» [9, 51–52]. Интегративная группа включает в себя музыкоцветотерапию (слушание музыки в сочетании с цветом) и музыкоизотерапию (синтез слушания музыки и просмотра живописи). Такой вид терапии способен пробудить у учащихся любовь к родной природе, к жизни, к себе.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=