Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

314 ся с нервным и эмоциональным напряжением,… корректировать психическое здоровье детей» [9, 51–52]. Стресс (от англ. stress – напряжение) может быть вызван многими факто- рами, в том числе физическими и психическими перегрузками школьников, страхом получения плохой оценки, непроветриваемым помещением или авто- ритарным стилем поведения учителя. Здоровьесбережению детей будет спо- собствовать как создание микроклимата, царящего на уроке, так и использова- ние музыки. Общеизвестным мнением считается, что музыка В. А. Моцарта благот- ворно влияет на психическое состояние, на соматические заболевания. «Лунная соната» Л. Бетховена и «Времена года» П. И. Чайковского (выборочно) способ- ны успокоить, снять нервное напряжение, так часто царящее на уроке. Такие произведения, как «Аве Мария» Ф. Шуберта или «Хабанера» Ж. Бизе, способны избавить от депрессии. Список подобного рода можно продолжать очень долго. Вышеупомянутые произведения входят в репертуар школьной программы. Исследователями, изучавшими психофизиологический аспект, доказано, что музыка может не только оказывать лечебное действие, но и активизировать творческие процессы, улучшать вербальные и математические способности, воздействовать на духовно-эстетическое восприятие. Через подборку репертуа- ра для слушания можно воздействовать на психику детей. Во время прослуши- вания музыки приветствуется удобная посадка за школьной партой, при кото- рой ученик не скован и не зажат. После прослушивания важно побеседовать с каждым ребёнком о полученных впечатлениях. Музыкотерапия, использующаяся на уроках музыки, может быть актив- ной, интегративной и пассивной. Разновидностей активной музыкотерапии множество. Это и вокалотера- пия, и импровизации с помощью инструментов, и специальные кинестезиче- ские упражнения, направленные на укрепление иммунитета, на улучшение ко- ординации работы правого и левого полушария мозга, на восстановление работоспособности. Активная музыкотерапия направлена на активное проявле- ние музыкальной деятельности. Последние пятнадцать лет очень популярным стало пение под караоке. Оно объединяет учащихся, вызывает интерес к предмету музыки и усиливает прилив положительных эмоций. Импровизация с помощью музыкальных инструментов – активизирует му- зыкальное развитие школьника, «расширяет восприятие музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств исполнительской выразительности» [7, 236]. Оркестры, состоящие из музыкальных инструментов, по мнению Т. А. Рокитянского – это «социальный организм, художественный образ обще- ства». На репетициях с детьми изучают нотную грамоту, дирижёрские жесты, работают с нотным текстом. Выступления школьных оркестров – это всегда от- ветственное и волнующее мероприятие. Активная музыкотерапия помимо традиционных видов деятельности на уроках музыки приветствует различные двигательные упражнения. В. И. Петрушин, главный редактор журнала «Музыкальная психология и пси-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=