Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

313 Е. Н. Лопаткина Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, II курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – И. Н. Антоненкова МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК ОСНОВА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ Процесс обучения детей в школе сегодня немыслим без современных образо- вательных технологий. Они бывают разные, но на уроках музыки наиболее упот- ребительны здоровьесберегающие технологии. Они включают систему ценностей и установок, «которые формируют систему гигиенических навыков и умений, не- обходимых для нормального функционирования организма…» [8, 259]. Доклады о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам всероссийской диспансеризации), говорят о том, что рост болезней детей воз- растает в процентном соотношении. Прогрессируют болезни, связанные с заболеваниями органов пищеварения, с повышением числа нервно-психиче- ских расстройств, которые в 70 % переходят в хронические заболевания к периоду окончания школы [2]. Естественно, что такое положение дел не вы- зывает радости. Многие школы стали активно внедрять в свою жизнь здоровь- есберегающие технологии. Учителя музыки могут активно содействовать это- му, так как являются своего рода музыкотерапевтами, которые могут при помощи музыкальных звуков создавать настроение или менять духовную атмо- сферу в классе. Музыкотерапия появилась в 50-х годах XX века, но, о её целительных свойствах известно с давних времён. Ещё во времена Эскулапа (III век до н. э.), греческого врача, лечили различные нервные расстройства при помо- щи, например, звука трубы. А. Боэций (философ, живший во времена Пифаго- ра) в трактате «Наставления к музыке» пишет о музыкантах, которые воспевая песни, тем самым помогали городским жителям избавляться от тяжких болез- ней. Пифагор (570–490 г. до н. э.), также использовал музыкальные композиции для исцеления многих душевных болезней [5]. А великий русский академик, медик-психиатр, Владимир Михайлович Бехтерев, писал: «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья». В настоящее время музыкотерапия используется очень широко в странах Западной Европы, а также в России. «Музыкотерапия сегодня стала чем-то на грани универсального средства сохранения, совершенствования, лечения, за- щиты сомы, психики и духовного мира человека» [6]. С. В. Шушарджан, осно- воположник научной современной музыкотерапии, профессор, доктор медици- ны, получивший также и высшее музыкальное образование, проводя исследования, подтвердил, что долгое слушание громкой, «неклассической» музыки, оказывает отрицательное действие на человека, которое может довести его вплоть до обморочного состояния [12], а рок вызывает рост раковых клеток. С. В. Рощупкина утверждает, что «с помощью музыки можно успешно бороть-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=