Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

305 Для развития связной устной речи нами был составлен и апробирован кор- рекционный комплекс упражнений. Для удобства мы разбили наш коррекцион- ный комплекс на несколько этапов: 1. На первом этапе решались следующие задачи: Обогащать жизненный опыт детей; учить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов. Дать детям представления о последовательности действий персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых ситуаци- ях; о структуре связного повествовательного высказывания. Учить детей распо- лагать картинки в определенной логической последовательности, в соответст- вии с развитием действий. 2. На втором этапе мы уделили внимание: Формированию самостоятельности высказываний, их структурной оформ- ленности. Закреплению умения по-разному соединять предложения в тексте, используя разнообразные способы связи. Для наилучшего результата необходимо использование ряда психолого- педагогических принципов. Все задания соответсвовали возрастным возможно- стям детей, задания были вариативны в зависимости от их сложности, исполь- зовалось большое количество иллюстративного материала, приветствовалась игровая форма работы. Подобранные задания применялись на разных этапах урока или занятия, в соответствии с его темой. Для оценки результативности и эффективности составленного нами ком- плекса коррекционных занятий, направленных на формирование связной уст- ной речи у младших школьников с билингвизмом, нами было проведено по- вторное диагностическое исследование уровня сформированности данного навыка. Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента дает нам возможность говорить о некотором повышении уровня сформированности связной устной речи у младших школьников с билингвиз- мом. При пересказе по серии сюжетных картинок возникали незначителье ошибки в употреблении словоформ, но повествовательная линяя была сохране- на. При составлении самостоятельного рассказа из личного опыта учащиеся употребяли сложные, развернутые предложения, заметно обогатился лексиче- ский запас. Это позволяет нам предположить, что дальнейшее применение со- ставленного нами комплекса заданий будет способствовать развитию связной устной речи у младших школьников с билингвизмом. Важность нашей работы обусловлена тем, что степень развития связной речи неизбежно сказывается на самоощущении ребенка, когда умение высказы- вать свои мысли и понимать речь окружающих влияет на его место и роль в обществе (круг друзей и оценки в школе, возможность стать лидером в кол- лективе и т. д.). Уровень использования языка зависит от разнообразия, глуби- ны и правильности речевых впечатлений, которые ребёнок получает с раннего детства. Поэтому так важно вовремя начать коррекционную работу по разви- тию связной устной речи у младших школьников с билингвизмом.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=