Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)
304 Е. В. Ледовская Факультет психологии, IV курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – О. А. Асмаловская РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С БИЛИНГВИЗМОМ Проблема билингвизма в настоящее время актуальна как никогда. В со- временном мире остро стоит вопрос о миграции и присвоение некоторым лю- дям статуса беженцев, они пытаются приспособиться к новой обстановке, но- вой культуре, новому языку. Таким образом, билингвизм нередко становится причиной возникновения специфического рода речевых ошибок на русском язы- ке, обусловленных как особенностями взаимодействия языковых систем, так и нарушением речевого и психического развития. Фактор билингвизма для детей с речевой патологией является отягощающим, что не может не сказаться на разви- тии речевой, познавательной, а, следовательно, и учебной деятельности. При анализе научной литературы мы рассматривали различные определе- ния понятия «билингвизм», большинство из них все же сходны. Например, Н. Б. Мечковская, понимает под двуязычием использование нескольких языков одними и теми же лицами, в зависимости от ситуации общения. [1] Несомненно, дети билингвы будут иметь отклонения в речевом развитии. Нам бы хотелось обратить внимание на развитие связной устной речи у детей билингвов. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специаль- ное развитие у детей навыков составления связных высказываний. Можно выделить наиболее распространенные особенности языкового развития при ус- воении русского языка у двуязычных детей: допущение ошибок орфоэпического характера, искажение звукопроизношения, перенос языковой модели родного языка на русский (добавление лишних звуков, замены твердых и мягких звуков), неправильное использование падежных окончаний, ошибки в употреблении ро- довых понятий, притяжательных прилагательных, ограниченный набор слов, не- умение составить рассказ самостоятельно по сюжетной картинке [2]. Опытно-экспериментальная работа по развитию связной устной речи у младших школьников с билингвизмом проводилась на базе мунициципально- го бюджетного общеобразовательного учреждения – средней общеобразова- тельной школе № 23. Нами были отобраны 9 детей обучающихся в начальной школе, которые являлись выходцами из Азербайджана, и следовательно рус- ский язык для них был вторым языком. После проведения диагностики состоя- ния связной устной речи, были получены следующие данные: многие дети ис- пытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы. В пересказе текста по серии сюжетных картинок было отмечено так же большое количество ошибок грамматического характера. Составление самостоятельного рассказа так же оказывалось недоступно, млад- шие школьники обладали небольшим запасом слов, ошибки были в словообра- зовании и словоизменении.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=