Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

302 у них отклонений в развитии, считают, что им доступна любая специальность, что они могут стать врачами, учителями, космонавтами [6]. Л. С. Выготский пишет, что повышенная самооценка, которая очень часто встречается у умственно отсталых, является проявлением общей эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленького ребенка, общей незрелости личности [8]. По указаниям Л. С. Выготского возможен еще и другой механизм образова- ния симптома повышенной самооценки. В ответ на низкую оценку со стороны ок- ружающих она может возникать как псевдокомпенсаторное характерологическое образование. Это возникает на почве чувства малоценности [8]. С возрастом оценка собственных умственных способностей у детей становится более реалистичной, учащиеся старших классов способны боле адекватно оценивать успехи в учебной деятельности [4]. Но неустойчивость самооценки, наблюдающаяся у некоторых умственно отсталых детей, приводит к тому, что на них оказывает отрицательное влияние оценочная ситуация [8]. Посвященные этому исследования Б. И. Пинского выявило, что количество ошибок при выполнении заданий в условиях оценочной ситуации возрастает, хотя темп работы остается таким же, как и в обычной ситуации [8]. Самооценка выступает не только как регулятор поведения ребенка и его взаимоотношений с окружающей средой, а так же представляет важный ком- понент в формировании самооценки человека. Учащимся старших классов вспомогательной школы присущ более высокий уровень самосознания. Они адекватно оценивают свои успехи в учебной деятельности. С возрастом оцен- ка собственных интеллектуальных возможностей становится более реали- стичной. В процессе взросления и расширения социального опыта у многих умственно отсталых школьников старших классов возрастает осознание соб- ственного дефекта [7]. Стоит заметить, что в старших классах у учащихся с недостатками умст- венного развития отчетливо прослеживается тенденция к адекватной само- оценке. Показательно, что недооценка своих возможностей обычно отмечает- ся у учащихся с лучшей успеваемостью и соответственно с более высокими интеллектуальными способностями. Для школьников с плохой успеваемо- стью, т. е. с более выраженной умственной отсталостью, характерна наоборот переоценка своих возможностей, т.е. завышенная самооценка и высокий уро- вень притязаний [7]. Исходя из всего, можно сказать, что с возрастом в результате коррекцион- ного обучения самооценка детей с умственной отсталостью становится более адекватной, что может свидетельствовать о развитии личности [4]. Литература 1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.– 2-е изд.– М., 2009. 2. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс.– М., 1991. 3. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова.– М., 2007.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=