Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

301 С. И. Левко Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – С. К. Хаидов ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ САМООЦЕНКИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Самооценка – компонент самосознания, включающий наравне со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нрав- ственных качеств и поступков. [1] Проблема сформированности самооценки у умственно отсталых детей ос- тается малоисследованной и такой же острой на сегодняшний день. Это вызва- но тем, что нарушение самооценки приводит к снижению эффективности реа- билитационных мероприятий, а количество умственно отсталых подростков увеличивается. Актуальность исследований вызвана тем, что неадекватно сформированная самооценки у умственно отсталых детей старшего подросткового возраста не- гативно влияет на социализацию и значительно снижает интеграцию в общест- во, так как она во многом способствует определению жизненных позиций чело- века, уровень его притязаний, всю систему оценок, влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодо- вольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой [2]. В отечественной и зарубежной олигофренопедагогике изучению данной проблемы посвящены ра- боты многих ученых: Ананьева Б. Г., Ушакова И. П., Бернса Р., Божович Л. И., За- харовой А. В., Липкиной А. И., Рубинштейна С. Л., Сафина В. И., Кузьмицкой М. И., Столина В. В., Вяранен В. А., Коломинского Н. Л., Намазбаевой Ж. И. и других ученых. По мнению Ж. И. Намазбаевой: «межличностные отношения в коллективе и самооценка в большой мере определяются успехами в учебной деятельности школьников». [3]. М. И. Кузьмицкая утверждает, что для млад- ших умственно отсталых учащихся характерен высокий уровень притязаний, такие дети не могут правильно оценить свои возможности [3]. Умение оцени- вать себя и результаты своей деятельности и влияние на это специального обу- чения показано в исследованиях И. П. Ушакова и ряда других ученых [3]. У младших умственно отсталых школьников самооценка аффективно обу- словлена, но с годами, в процессе коррекционного обучения, она становится адекватной. [4]. У детей не всегда сформированы правильные представления о собственных возможностях, они не могут оценивать свои действия критично. Важным в этот возрастной период является мнение взрослого [4]. В своих исследованиях М. И. Кузьмицкая пишет, что для младших умст- венно отсталых учащихся характерен высокий уровень притязаний, так как они не могут правильно оценить свои возможности. Они, не осознавая имеющихся

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=