Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

30 лева, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревской, Б. З. Вульфова, И. Б. Котовой, А. В. Петровского, Г. Н. Филонова и др. Различные аспекты социальной и социально-педагогической деятель- ности образовательного учреждения, значимые для профессионального са- моопределения учащихся, рассматриваются в работах Н. Е. Бекетовой, В. Г. Бочаровой, М. А. Галагузовой, В. Н. Гурова, А. В. Мудрика и др. Философские аспекты теории самоопределения нашли отражение в ра- ботах Л. М. Архангельского, Л. П. Буевой, О. Г. Дробницкого, Н. Д. Зотова, Э. В. Ильенкова и др., которые систематизирующим свойством самоопре- деления называют нравственную ответственность личности. С социологических позиций понятие «самоопределение» характеризу- ется в контексте социального становления личности, вхождения ее в раз- личные социальные сферы, освоения определенных норм, ценностей, уста- новок, принятых в обществе (М. В. Батырева, О. И. Карпухин, И. С. Кон, Е. А. Латуха, Т. В. Машарова, А. В. Миронов, И. В. Ширяева и др.). М. И. Гинзбург считает, что самоопределение личности напрямую зави- сит от определенных черт личности, творческих способностей, а также от ак- тивной жизненной позиции и умения анализировать и применять полученные знания [1]. В условиях глобализации каждый может найти достаточно разнообразную информацию о существующих профессиях и образовательных организациях, готовящих специалистов данных профессий. Благодаря современным технологиям, юноши и девушки имеют возмож- ность получить самые разнообразные знания, необходимые для выбора буду- щей профессии. Однако важно не только определиться с выбором, но и дви- гаться к поставленной цели. Проведенные исследования показывают: интернет- среда широко используется старшеклассниками для осознания своего жизнен- ного предназначения [3, с. 289]. Успешность профессионального самоопределения личности напрямую связана с ее творческим потенциалом. То есть каждый человек может «приме- рить» на себя какую-либо профессию, соотнести ее с собственными личност- ными качествами [4, с. 400]. Помимо творческих способностей на процесс профессионального самооп- ределения оказывает влияние рефлексия. Рефлексия – это способность человека к критическому самоанализу. С ее помощью человек имеет возможность само- познания и восприятия себя таким, какой он есть. Современные компьютерные технологии позволяют активно использовать рефлексию посредством социаль- ных сетей и блогов. Итак, анализ проблемы профессионального самоопределения личности в контексте влияния глобализации образования позволяет сделать следующие выводы: профессиональное самоопределение рассматривается в качестве од- ного из компонентов личностного самоопределения и основных целей обра- зовательного процесса; глобализация образования способствует становлению и развитию активной личности, создавая необходимые для этого условия, преж- де всего – понимание значимости образования как ресурса развития общества

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=