Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

3 С. Г. Абдуллаева, И. В. Денисова Факультет истории и права, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – А. В. Слобожанин СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ И РАСОВОЙ ТЕОРИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА В ФИЛОСОФИИ На сегодняшний день существует множество различных теорий возникно- вения права. Каждая из них отражает различные взгляды. И до настоящего мо- мента единства мнений не наблюдается. Это вполне понятно, ведь сколько лю- дей, столько и мнений. В данной статье мы подробно остановимся на двух теориях возникновения права, а именно на теологической теории Фомы Аквин- ского и расовой теории, представленной Ж. Гобино и Ф. Ницше. Целью статьи является проведение сравнительного анализа двух теорий возникновения права для выявления наиболее предпочтительной из них в со- временном обществе. Отсюда вытекают следующие задачи: 1. Рассмотрение учения Ф. Аквинского о государстве и праве; 2. Исследование взглядов на возникновение права в работах Ж. Гобино [1] и Ф. Ницше [2]; Перейдем к непосредственному раскрытию данной темы. 1. Теологическая теория Ф. Аквинского Основополагающим звеном этой теории является сверхъестественное или, иначе говоря, сверхчеловеческое олицетворение Закона. Ф. Аквинский пред- ставляет правовую систему как некую иерархию канонов, закрепленных выс- шей силой, а именно Богом. Говоря о сверхчеловеческом происхождении права, мы подразумеваем, что Творец предстаёт в образе судьи, вершителя закона и в отдельных случаях, по- рицателя. Согласно Божьему замыслу, все люди наделены абсолютно равными правами, равносильны в своих возможностях и в одинаковой мере несут ответ- ственность за свои деяния. Право на земле представлено таким «кодексом» (ру- ководством), как Библия, выражающем меры возможного, а также кару за предвосхищение этого возможного. Любые корректировки и пренебрежения Закона категорически воспрещены, так как человеку не дано постичь все тайны мирозданья и, пойдя против системы, он может нарушить всю циклическую правовую структуру, обречь своё существование на земные муки, а позже дер- жать ответ перед небесным судом. Согласно теологической теории, общая правовая основа представлена пла- стом естественных и позитивных законов, являющихся производной Божест- венного, и отождествляет всеобъемлющую нормативную базу, называемую правом. Эта основа доступна для человеческого понимания, но она лишь кру- пица того, что заведомо оговорено в плане Божьем.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=