Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

299 Также указывается, что необходимо уделять внимание многообразию ди- дактического материала. К такому материалу относятся картинки, тематические иллюстрации, шаблоны, перчаточные куклы, муляжи и т. д. Для формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников огромное значение имеет развитие невербальных средств общения. Успешное проведение занятий зависит от подбор дидактических игр и упражнений и ис- пользования пособий. Неотъемлемым "дидактическим пособием" является пе- дагог, т.к. взрослый человек становится образцом выражения поз, жестов того или иного состояния в ходе обучения детей неречевым средствам общения. Формирование неречевых средств общения также проходит на уроках музыки и физкультуры. С помощью этих занятий производится развитие эмоциональ- ных состояний и выразительных движений. В ходе проведения подвижной иг- ры, или игр соревновательного характера, а также в ходе подготовки детей к различным мероприятиям – разучивая танцы, песни стихи, так же происхо- дит корректировка внешнего выражения эмоций у старших дошкольников с на- рушением зрения. Формирование коммуникативных навыков старших дошкольников с на- рушением зрения в ходе коррекционно-развивающей работы будет успешно в случае использования следующих форм обучения: 1. Подгрупповые и индивидуальные занятия дефектолога, в которых фор- мируются знания, умения и навыки точно воспринимать и правильно воспроиз- водить неречевые и речевые проявления. 2. Групповые занятия при участии и под руководством дефектолога в про- цессе организации игровой, трудовой и свободной деятельности закрепляют и совершенствуют сформированные дефектологом неречевые средства общения. 3. Взаимосвязь и преемственность в работе всех специалистов дошкольно- го образовательного учреждения для детей с нарушением зрения. Специалисты (логопед, психолог, музыкальный работник, тренер ЛФК и др.) планируют свою работу с учетом рекомендаций дефектолога. 4. Проведение дефектологом лекций, бесед, индивидуальных консультаций для родителей [3, с. 120]. По мнению многих авторов основными средствами обучения являются: 1) наблюдение, основанное на использование всех сохранных анализаторов, рассматривание адаптированных рисунков, иллюстраций со слабовидящими детьми; 2) анализ и моделирование заданных ситуаций; 3) подражательно– исполнительский и творческий характер упражнений; 4) тематическое рисова- ние с детьми с остаточным зрением; 5) театрализованная деятельность; 6) им- провизации; 7) игры с правилами; 8) использование элементов логоритмики; 9) использование пальчиковой гимнастики; 10) чтение художественных произ- ведений; 11) сочинение историй; 12) использование неречевых средств обще- ния в рассказах дефектолога и детей; 13) использование настольных дидактиче- ских игр соответствующей тематики; 14) использование игр на развитие слухового внимания и вокальной мимики. На наш взгляд парциальная коррекционно-развивающая программа Тюр- лик Ирины Владимировны для детей с нарушением зрения 3–7 лет «Шаг к об-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=