Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

298 А. А. Левина Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. В. Бут-Гусаим ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Проблема развития общения старших дошкольников со сверстниками от- носительно молодая, но активно развивающаяся область возрастной психоло- гии. Разработкой проблемы общения занимались такие ученые как: Л. С. Вы- готский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. М. Бехтерев, М. И. Лисина, Г. М. Андреева, Б. Спок, супруги Х. и М. Харлау, А.Кимпински, У. Хартап, Б. Коутс, Ж. Пиаже и другие отечественные и зарубежные психологи, которые отмечали, что общение является важным условием психического развития человека, его индивидуализации и социализации, а также формирования личности. С целью исследования общения старших дошкольников с нарушением зрения нами была разработана диагностическая программа. В программу вошли такие методики как: метод социометрии; проективная методика «Картинки»; методика «Одень куклу»; тест фрустрационных реакций Розенцвейга; рисунок «Я и мой друг в детском саду» методика «Лесенка». С помощью данных мето- дик было обнаружено, что для исследуемых детей характерно: четкое деление на отвергаемых и популярных; социального интеллект детей высокий; дети ис- пользуют вербальное решение для выхода из конфликтной ситуации; дети при- нимают на себя ответственность за исправление возникшей ситуации. Таким образом, результаты показали необходимость проведения коррек- ционно–развивающей работы. В литературе отмечается, что трудности коммуникативной деятельности и общения в целом, необходимо, компенсировать и корректировать в процессе специальной коррекционно-развивающей работы, направленной на коррекцию не только первичного дефекта, но и вторичных нарушений в ходе психолого– педагогического обучения, опирающегося на развитие зрительного восприятия, умения получать, понимать и использовать информацию от сохранных анали- заторов. Это позволит создать у ребенка адекватное, обобщенное, целостное и системное представление о мире, о людях и их взаимоотношениях, как в ин- дивидуальном общении, так и в общении в коллективе и обществе. Яковлевой Н. А. было выдвинуто предположение о том, что наиболее эф- фективными и действенными приемами формирования неречевых средств об- щения у детей с нарушением зрения если: 1) непосредственно показывать новое движение и обязательно сопровож- дать его словесно; 2) использовать прием скоординированных действий; 3) включать ребенка в активную деятельность, с помощью использования специальных игровых упражнений [60, с. 115].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=