Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)
297 лянина, художественный текст представляет собой сложную систему: «дейст- вительность – сознание – модель мира – язык – автор – текст – читатель – про- екция» [1, c. 5]. Отечественным филологом В. П. Беляниным была разработана психолин- гвистическая типология художественных текстов по эмоционально-смысловой доминанте. Он идентифицировал типологические черты личности используя различные методы психолингвистики. В. П. Белянин выделил шесть типов тек- стов, основанных на психиатрических критериях, а именно «светлые», «тем- ные», «печальные», «веселые», «красивые» и «сложные» [2]. Следует отметить, что типологии личности, существующие в психологии, стали базисом при соз- дании психостилистической типологии художественных текстов. Особо значи- мыми в данной типологии стали понятия «акцентуация», «доминанта», «бес- сознательное», «значение», «смысл», «личность» и «характер», заимствованные из психологии. Изучив огромное количество материала текстов отечественной и мировой литературы, филолог оформил свою работу в русле психостилистики и психопоэтики, которая представляет собой новое направление в анализе ху- дожественного текста – психиатрическое литературоведение. Термин «психиатрическое литературоведение» был введен непосредст- венно В. П. Беляниным. Главной задачей психиатрического литературоведения выступает анализ художественного текста с позиции его психопатологических отклонений. На данном этапе возможно выделить два типа психиатрического анализа, а именно психиатрический анализ персонажей произведения (В. П. Руднев, К. Леонгард) и психиатрический анализ целого текста (В. П. Белянин). Таким образом, находясь на стыке психологии и лингвистики, психолин- гвистика изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Как одно из наиболее интересных и перспективных направлений данной науки, психиатри- ческое литературоведение позволяет иначе взглянуть на проблему классифика- ции типов текста и их индивидуалистического восприятия читателем, рассмат- ривая текст в двух аспектах: как отражение личностных характеристик автора и в качестве источника информации о читателе, который воспринимает и ин- терпретирует текст. Литература 1. Белянин, В. П. Психологическое литературоведение. Текст как отраже- ние внутренних миров автора и читателя: Моногр. / В. П. Белянин.– М.: Гене- зис, 2006. 2. Белянин, В. П. Основы психолингвистической диагностики. (Модели мира в литературе) / В. П. Белянин.– М.: Тривола, 2000. 3. Брудный, А. А. Психологическая герменевтика: Учеб. пособие / А. А. Брудный.– М., 1998.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=