Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

296 крайне заинтересованы в выявлении психологических черт и особенностей личности автора текста. Операциональная типология личности стала возможна благодаря методам психологии и слиянию психолингвистических, семантических и психопатоло- гических подходов к изучению личности человека. Важно отметить, что опера- циональная типология личности включена в знаковую культуру. Множеством отечественных и зарубежных ученых в области психологии, психиатрии, искусствоведения, лингвистики и филологии были разработаны основные положения типологии личности с точки зрения психолингвистики: 1. Психологические и лингвистические закономерности взаимосвязаны, поскольку всякий элемент языка несет в себе двойную нагрузку; 2. Многообразие текстов обусловлено многообразием психологических типов авторов, именно поэтому за каждым художественным текстом стоит оп- ределенный тип личности; 3. Вид акцентуации личности возможно выявить посредством созданного этой личностью текста, в данном случае любой художественный текст создан акцентуированным сознанием автора; 4. Эмоционально-смысловая доминанта становится концентрирующим эпицентром литературного текста, отражая конкретный вид акцентуации лич- ности, который проявляется в морфологии, семантике, синтаксисе и стиле на- писанного произведения [1, c. 4]. Тем не менее, важнейшую позицию занимает и сам читатель текста, так как именно от его психологических особенностей зависит восприятие и интер- претация того или иного произведения. Другими словами, читатель более пол- но сможет расшифровать текст психологически близкий ему, чем текст, кото- рый далек от его психологического восприятия. Он в большей степени сможет понять текст, если ему понятна или близка ситуация, описываемая в произведе- нии. Согласно А. А. Брудному, любое действие, описываемое в художествен- ном произведении, воссоздается и отражается в подсознании читателя. В ту или иную ситуацию читатель включен либо прямо, либо косвенно. Однако, читаю- щему не обязательно отождествлять себя с кем-то из главных героев, но он в любом случае имеет определенную позицию в изложении. Из этого следует, что понимание текста – это постепенное изменение структуры воссозданной в сознании ситуации и последовательное перемещение воображаемого центра от одного звена к другому [3]. Сложность восприятия художественного текста заключается в том, что ка- ждым человеком он может быть интерпретирован по-разному. Здесь немало- важную роль играют индивидуальные черты читателя, а именно мировоззрен- ческие установки, уровень образования и культуры, характер, личностные качества, жизненный опыт и другие. Среднестатистический читатель воспри- нимает литературу исходя не из понятия о научной картине мира, а исходя из собственного мировоззрения, поэтому в данном случае оперируют такие поня- тия, как «модель мира», «образ мира», «мировосприятие» и «миросозерцание». Очевидно, что восприятие художественного текста является сложным и ком- плексным интеллектуально-психологическим процессом. По мнению В. П. Бе-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=