Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

295 А. С. Лебихова Факультет иностранных языков, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Ю. А. Разоренова ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ В соответствии с современным гуманистическим подходом человек и его личность становятся центральным звеном мироздания, занимают главенствую- щую позицию и представляются объектом исследования большинства гумани- тарных наук. В настоящее время наиболее ярко прослеживается тенденция к интеграции гуманитарных наук, благодаря которой происходит усиление их взаимной значимости, так как смежные дисциплины черпают друг у друга раз- личные методы, подходы и понятия. Более того, возросла роль эмпирических и прикладных подходов, базирующихся на изучении не только деятельности человека, формирования его мотивационной сферы или способов формирова- ния личности, но и ее психологии. В связи с этим в психологии появилось сравнительно новое направление, позволяющее изучить и исследовать мышление человека через его речевые вы- сказывания. Сегодня оно является малоизученным и поэтому привлекает вни- мание как психологов, так и лингвистов. Тем не менее данный подход, заро- дившийся в начале XX века, набирает популярность в наши дни благодаря непрерывно развивающимся компьютерным технологиям и тесному взаимо- действию лингвистических и психологических наук. Вопрос о классификации типов личностей становится актуальным как ни- когда, приобретая не только теоретическую, но и практическую значимость. Говоря о человеческом общении, следует отметить, что тип личности человека во многом будет определять и тип общения: опосредованный, неопосредован- ный или личностно / социально- ориентированный. Другими словами, в той или иной ситуации общения определенный тип личности будет действовать и вести себя характерным ему образом. В повседневной жизни участники процесса коммуникации пытаются вы- делить черты личности собеседника и предопределить его поступки при помо- щи разнообразных тестов, гороскопов и диагностик. С той же самой целью психологами разрабатываются научные признаки и критерии, имеющие самые различные основания. Главной целью психолингвистики является выделение типа личности по- средством художественных текстов, которые либо создаются ей, либо стано- вятся предпочитаемыми для чтения. Исследования такого рода основаны на теоретических разработках таких дисциплин как психология, изучающая диаг- ностику личности, и литература, изучающая восприятие художественного тек- ста и его влияние на человека. Лингвисты и литературоведы, психологи и пси- хиатры, специалисты по логике и криминалисты, философы и журналисты

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=