Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

293 дента-первокурсника значительной мобилизации своих возможностей, что по- может ему успешно адаптироваться в новых условиях. Существует множество путей решения данной проблемы. Ведущим усло- вием эффективности процесса адаптации является целенаправленное педагоги- ческое управление. Хотя продолжительность периода адаптации связана с ин- дивидуальными особенностями каждого студента, можно выделить несколько общих правил. Для более успешного адаптивного процесса обучения необхо- димо учитывать трудности адаптации студентов при составлении учебных пла- нов, использовать различные методы обучения, которые должны быть ориен- тированы на умение самостоятельно работать и формирование интереса к изучаемой дисциплине. Сложность процесса адаптации в высшем учебном за- ведении заключается не только в изменении социального окружения, но и в не- обходимости принятия ответственности за свои решения, возникновении со- мнений по поводу правильности сделанного выбора профессии. Поэтому важную роль играет проведение вводного курса для того, чтобы студенты по- лучили как можно более четкое представление о выбранной ими специаль- ности, методах и формах обучения, видах итогового контроля знаний и др. Часто для того, чтобы помочь студенту первого курса справиться с деза- даптацией, используют системы адаптационных тренингов [2]. Основной целью тренингов является психологическая и социальная адаптация к обучению в высшем учебном заведении, в результате которой студент сможет самостоя- тельно определить перспективу собственного будущего, сформулировать лич- ностные, в том числе профессиональные планы. Одна из первостепенных задач в высшем учебном заведении заключается в проведении работы со студентами-первокурсниками, ориентированной на их скорейшую адаптацию как к новой системе обучения, так и к новой роли – сту- дента. Для этого необходимо повышение роли куратора, который знакомит первокурсников с правилами жизни в университете, активное привлечение сту- дентов к социально-культурной жизни вуза и к участию в различных социаль- ных и образовательных проектах. Важно с самых первых дней пребывания сту- дентов-первокурсников в университете создать положительный эмоциональный фон, условия для активной деятельности. Студенты, принимающие участие в общественной жизни вуза, становятся более коммуникабельными, приобре- тают навыки самоорганизации. Следовательно, общественная жизнь так же яв- ляется неотъемлемой частью социальной адаптации студентов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что адаптация к условиям высшего учебного заве- дения – это достаточно сложный и многофакторный процесс, который сопро- вождается множеством психических процессов, эмоциональным напряжением. Особенности адаптации студентов- первокурсников проявляются в зависимости от организации обучения в вузе и от личностных особенностей каждого студен- та. Кроме того существует множество эффективных методов, способствующих успешной адаптации студентов к условиям высшего учебного заведения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=