Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

292 Л. А. Лапина Факультет истории и права, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Обучение в высшем учебном заведении является для молодого человека одним из важнейших этапов жизнедеятельности, личностного роста и станов- ления как специалиста в той или иной профессии. Адаптация студентов к обу- чению в вузе является одной из наиболее актуальных проблем на современном этапе развития образования. От того, как студент-первокурсник будет подго- товлен на первой стадии обучения, зависит уровень его будущей профессио- нальной подготовки и деятельности [2]. Поиск путей быстрой и успешной адап- тации к новым социальным условиям становится значимой проблемой для каждого, кто переступил порог вуза. В психологии под социальной адаптацией понимают постоянный процесс, обеспечивающий «возможность существования организма в постоянно изме- няющихся условиях внешней среды» [4, с. 439]. Это сложный и длительный процесс. Он определен необходимостью отказа от привычных действий, неиз- бежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений [5]. Способность адаптироваться к изменившимся социальным условиям без ощущения внутреннего дискомфор- та, преодолевать возникающие трудности является важным фактором успешно- го развития студента, а в будущем – специалиста с высшим образованием. Средой адаптации студентов-первокурсников выступает образователь- ная система вуза в целом, которая включает как различные структурные, так и функциональные компоненты. В условиях высшего учебного заведе- ния процесс обучения первокурсников налаживается достаточно непросто, так как всегда характеризуется большой динамичностью психических про- цессов и состояний, вызванных социальными переменами, возникающими стрессовыми ситуациями, изменением прежних стереотипов и рядом других факторов [1]. Нередко начальный период обучения у значительной части студентов со- провождается процессом дезадаптации, который может быть вызван множест- вом причин. В первую очередь, это изменение социальной среды, некоторые трудности во взаимодействии с незнакомой учебной группой, повышение тре- бований со стороны преподавательского состава к обучающемуся. Кроме того, режим обучения становится более напряженным, а объем самостоятельной ра- боты увеличивается. Безусловно, такие социальные изменения, новизна дея- тельности и условий, в которых она протекает, сопровождаются эмоциональ- ным напряжением, ощущением внутреннего дискомфорта, чувством тревоги и снижением уверенности в себе. Возникающие трудности препятствуют взаи- модействию со средой и окружающим коллективом [3]. Всё это требует от сту-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=