Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

29 Е. О. Анохина Факультет истории и права, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Профессиональное самоопределение личности – это один из важнейших шагов в жизни каждого человека. Анализ практики показывает, что сформи- рованность жизненных ориентаций, правильно выбранная профессия способствуют достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворенность процессом труда и его результатами дает возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления планов как одного человека, так и общества в целом. Профессиональное самоопределение понимается исследователями как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально- трудовой среде (Е. А. Климов); избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии (Н. С. Пряжни- ков); как процесс поиска и достижения целей, направленных на определение, изучение и получение профессии [2]. Особую актуальность данная проблема приобрела в условиях глобализа- ции современного образования. Это обусловлено тем, что «знание, обучение, информация становятся новыми видами сырья в международной коммер- ции, источниками власти, важными составными частями индивидуального и корпоративного богатства» [3]. Глобализация в образовании понимается исследователями как «процесс все большего приспособления системы обучения к запросам глобальной ры- ночной экономики» [3]; построения единой системы образования, объединение различных его направлений [2, с. 282–283]. К основным чертам глобализации образования следует отнести: массо- вость; усложнение образовательной структуры; конкуренция на рынке образо- вательных услуг, развитие дистанционного обучения; использование мульти- медийных и информационных технологий в обучении и другие. Основной задачей глобализации является подготовка высококвалифициро- ванных специалистов определенного профиля, которые необходимы современ- ному обществу для его дальнейшего развития [5]. В этом контексте небезынтересно осмыслить особенности процесса про- фессионального самоопределения личности. Проведенный теоретический анализ показывает, что процесс профес- сионального самоопределения сложен и многоаспектен. Он представлен в исследованиях на философском, социологическом педагогическом и пси- хологическом уровнях. Так, психолого-педагогические основы развития личности освещены в трудах Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, А. А. Бода-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=