Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

286 рое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе, на- носящее вред объектом нападения, причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д. [2]. Агрессивным подросткам свойственны некоторые общие черты поведения: узость и неустойчивость интересов ко всему окружающему, повышенная вну- шаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений, эмоциональная грубость, озлобленность, самооценка, которая может быть в двух видах: либо максимально положительная, либо максимально отрица- тельная, повышенная тревожность, страх перед широкими социальными кон- тактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, непред- сказуемость в поведении, неразрешенные вопросы со взрослыми и т.д.. Вместе с тем, среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллекту- ально и социально развитые. У них агрессия выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности окружающим, особенно взрослым, родителям, взрослости. Психолог Сеймур Фишбах разделяет агрессию на три типа: случайная, ин- струментальная, враждебная. Агрессия классифицируется по: 1) Разделение по открытости проявления: прямая агрессия и косвенная агрессия; 2) Разделение по форме проявлений: вербальная, экспрессивная и физическая. 3) Разделение по направленности на объект: гетероагрессия, аутоагрессия. 4) Разделение по причине проявлений: реактивная, спонтанная. 5) Разделение по целенаправлен- ности: инструментальная, целевая (мотивационная). Агрессивность имеет че- тыре уровня проявления: нулевой уровень – ненормативная агрессивность от- сутствует, первый уровень – агрессивность проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере, второй – агрессивность проявляется в эмо- ционально-волевой и интеллектуальной сферах с доминированием в интеллек- туальной сфере, третий – в эмоционально-волевой, интеллектуальной, деятель- ностной сферах с доминированием в деятельностной [1]. Агрессивное поведение подростков представляет собой более или менее удачные попытки противостоять трудностям и проблемам, особенно касаю- щимся угрозы безопасности собственному «Я». Подросток ведёт себя агрессив- но, стремясь восстановить душевное равновесие в доступных границах, в опре- делённой среде и в конкретный жизненный момент. Тем самым он пытается найти компромисс между своими стремлениями и объективными возможно- стями их реализации, что часто приводит к непонятным для окружающих фор- мам асоциального поведения. Мы выяснили, что существуют виды агрессии, направленные на внешний объект или предмет (физическая, вербальная, косвенная, смешанная агрессия), или на самого себя (аутоагрессия). Содержательные данные этой главы необхо- димы при диагностике различных состояний и для грамотного подхода к детям с данным поведением. [3] Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что Агрес- сивное поведение – это поведение, при котором имеют место выраженное стремление к доминированию, направленность на причинение вреда окружаю-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=