Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

285 Е. А. Куракова Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Ю. С. Ивлева ДИАГНОСТИКА АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Проблема развития у детей агрессии старшего подросткового возраста ос- таётся такой же острой, так как количество детей с высоким уровнем агрессив- ности постоянно увеличивается. На сегодняшний школа не застрахована от проявлений агрессии и насилия во время уроков, на переменах, на улицах, во время разговора с одноклассниками, учителями. Ученые, которые занимаются темой агрессии среди детей разных возрастов, отмечают, что агрессия значительно помолодела. С каждым годом становится все больше детей, у которых зачатки агрессии приобретаются в дошкольном времени. Актуальность исследования обусловлена прежде всего тем, что агрессия формируется преимущественно в процессе ранней социализации в подростко- вом возрасте (12–15 лет) и именно этот возраст наиболее благоприятен для ее профилактики и коррекции. Проблему агрессии в своих работах затрагивали многие отечественные и за- рубежные ученые: Л. Берковитц, Т. Г. Румянцева, 3. Фрейд, К. Лоренц, А. Ардри, В. Макдаугалл, Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер, Р. Сире, Э. Фромм, С. Розенцвейг, Н. Д. Левитов, Р. Смит, Р. Браун и Дж. Тедеши, А. Бандура, Р. Уолтере, А. А. Реан, Р. Бзрон, Д. Ричардсон, А. Е. Личко, В. Г. Степанов, Л. М. Семенюк, Б. Г. Ананьев.[1] Целью исследования является разрабoтка диагностической программы определения агрессивности у подростков Объект исследования : поведенческая сфера личности. Предмет исследования : выраженность агрессивности у детей подростко- вого возраста. Задачи и исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и научную литературу по проблеме исследования. 2. Разработать и реализовать диагностическую программу по выявлению выраженности агрессивности. 3. Провести количественный и качественный анализ, полученных резуль- татов исследований. Гипотеза: мы предполагаем, что уровень развития агрессии детей старше- го подросткового возраста имеет ряд характерных особенностей. В старшем возрасте у юношей доминируют негативизм и вербальная агрессия, а также все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девушек. У девушек наиболее выражена вербальная агрессия. Научный анализ психолого – педагогической литературы показывает раз- личие между такими терминами как – «агрессивность» и «агрессия». Агрессив- ность – свойство личности, которые выражаются в готовности к агрессивному поведению [4]. Агрессия – целенаправленное деструктивное поведение, кото-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=