Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

283 А. Н. Гвоздев, Л. Е. Журова, Г. А. Каше, А. Р. Лурия, Р. Е. Левина, Е. Ф. Со- ботович, Д. Б. Эльконин, Н. Х. Швачкин. Отмечают, что обязательным услови- ем «беспроблемного» вхождения детей в процессе школьного обучения и успешного освоения навыков чтения и письма, служит определенный и дос- таточно высокий уровень развития произвольного внимания. В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимния, одна- ко рекомендации по этому вопросу относятся к в основном к начальной школе и не освещают опыт организации работы с детьми дошкольного возраста, тем более с детьми, имеющими нарушения речи. Все вышесказанное и определило актуальность исследования. Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения № 137 – комбинированного вида г. Тулы. Цель исследования: выявить особенности развития произвольного выни- мания у старших докольников с общим недоразвитием речи и возможности его коррекции. Была поставлена задача выяснить, как влиет продуктивная деятель- ность на развитие произвольного внимания старших дошкольников с ОНР. Для изучения особенностей внимания у старших докольников с речевыми наруше- ниями нами была составлена и апробирована диагностическая программа, в ко- торую вошли следующие методики: коррекатурная проба (методика Бурдона) (объем произвольного внимания), диагности уровня развития произвольного внимания «Домик» Н. И. Гуткиной (переключаемость произвольного внима- ния), исследование сформированности произвольного внимания по Керну – Й. Ерасеку (рисование мужской фигуры, срисовывание группы точек и срисо- вывние типичных букв) (устойчивость произвольного внимания) Тестирование было индивидуальным, что позволило полно и точно ждого ребенка уровни сформированности произвольного внимания. Обследование проводилось в знакомой обстановке при которой дети не испытывали отрицательеных эмоций (страх, неувернность). Работу начинали с игры, посте- пенно включая детей в требуемые методикой задания. Создали благоприятную подходящую обстановку (убрали яркие предметы, которые могли бы отвлечь внимание детей от предложенных заданий). После проведения намечанного диагностического обследования, мы посторались объективно изучить и проана- лизировать полученные данные. Дети выполняли задание на среднем и низком уровне, высокий уровень зафиксирован не был. Для улучшения показателей мы посчитали возможным развивать продуктивное внимание в произвольной деятельности. Обязательным условие реализации любой программы коррекционно- развивающей работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является специально созданная предметно-развивающая среда в период продуктивной деятельности. Попадая в нее, дети с нарушениями речи имеют возможность под контролем воспитателя концентрировать внимание на значимых объектах в период рисования. Описательные рассказы в процессе наблюдений за предметами и явле- ниями, при обследовании предметов, рассматривании иллюстарций, репродук- ций картин художников положительно влияют на расширение словарного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=