Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

282 П. Г. Кулакова Факультет психологии, магистрант 1-го года обучения (очная форма обучения) Е. А. Шманенко Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – С. Г. Лещенко РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ На современно этапе развития школьного образования наблюдаются нега- тивные тенденции роста числа детей с речевыми нарушениями, обусловленные неблагоприятной микросредой развития детей. Проблема изучания внимания детей с общим недоразвитием реи заключается в том, что по сравнению со сверсниками, чьё развитие соответствует норме, этим детям требуется больше времени, чтобы приступить к выполнению задания после получения инструк- ции. Они хуже выполняют задание, которые требуют сосредоточения внимания на материале не вызывают непосредственного интереса. Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего об- щества, постоянное повышение требований к уровню общего развития внима- ния, памяти, мышления у дошкольников. Примерно половину от числа детей, испытывающих трудности в развитии, составляет группа детей с речевыми на- рушениями. Внимание же неразрывно связанно с успешной учебной деятельно- стью, которая предстоит детям дошкольного возраста. А так как у детей с дан- ным нарушением чётко прослеживается нарушение внимания, то это ведет к снижению сосредоточенности и внимательности. Речевое нарушение прояв- ляется: в пониженном общем запасе знаний, в ограниченности представлении, преобладании игровых интересов, быстрой перенасыщенности в интеллекту- альной деятельности. Дети с общим недоразвитием речи характеризуются неус- тойчивым и поверхностным вниманием. Ряд отечественных психологов, такие как Л. С. Выготский, П. Я. Гальпе- рин, Н. Ф. Добрынин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Д. Б. Эль- конин изучали особенности развития внимания у детей. Они отмечали тесную связь произвольного внимания и речи. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь, тем выше уровень восприятия и тем раньше фор- мируется произвольное внимание, необходимое для дальнейшего обучения в школе. Поэтому очень актуальным является вопрос развития внимания детей с речевыми нарушениями. В свою очередь речевая деятельность тесно связана со всеми психическими процессами. Поэтому внимание является необходимым условием успешкой коррекционной работы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=