Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

280 ческие фигуры, рисовали фигуру человека, свободно использовали плоскость листа бумаги при рисовании. Тем не менее, особенности речевого развития ока- зывают влияние на уровень сформированности готовности к школе: не все дети понимали инструкцию с первого раза, недостаточно сформирована зрительно – моторная координация, более низкий запас знаний об окружающем, не наблю- далось желания и стремления общаться с экспериментатором. Главной целью подготовки к школе является всестороннее развитие ребен- ка. Исследования психологов показывают, что большое значение для всесто- роннего развития имеет сформированность у детей образных представлений, которые наиболее успешно формируются в процессе изобразительной деятель- ности. Являясь одной из самых интересных, она позволяет детям с нарушением речи передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, заставило задуматься, то, что они сфантазировали. Многие ученые высоко ценили значение изобразительной деятельности в подготовке к школьному обучению старших дошкольников с речевыми на- рушениями. Большое значение изобразительному искусству и художественной деятельности во всестороннем развитии личности придавала Н. К. Крупская. Она писала: «Очень рано ребенок начинает стремиться, самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой надо дать возможность расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Надо вся- чески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось» [3, с. 125]. Также о значении изобразительной деятельности в подготовке к школе детей с нарушением речи писали многие отечественные педагоги и психологи: А. В. Запорожец, Л.И. Божович, Е. И. Игнатьев, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, П. П. Чистяков, Т. Я. Шпикалова Б. П. Юсов и другие. Интересен опыт и зарубежных авторов Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Ло- унфельд, К. Роуланд, тоже занимающихся проблемой готовности к школьному обучению детей с помощью изобразительной деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что изобразитель- ная деятельность играет решающую роль в подготовке к школьному обучению старших дошкольников с нарушением речи. Занятие рисованием вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение результатом труда. При этом формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в учебной дея- тельности; способность слушать и запоминать задание, выполнять его за опре- деленное время, умения планировать и оценивать свою работу, доводить дело до конца, находить ошибки и исправлять их; содержать в порядке рабочее ме- сто, инструменты и материалы. В процессе изодеятельности совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыс- лительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма [2]. Важна связь рисования с речью дошкольника. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов, поэтому рисование пред-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=