Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

279 П. Г. Кулакова Факультет психологии, магистрант 1-го года обучения (очная форма обучения) А. А. Тертичная Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – О. А. Асмаловская ВЛИЯНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОДГОТОВКУ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Подготовка к школе многогранный и последовательный процесс воздейст- вия на ребенка. Под готовностью ребенка к школьному обучению понимается целостная система свойств и качеств, характеризующих достижение ребенком новой, более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития [1]. В последнее время задача подготовки детей к школь- ному обучению занимает одно из важнейших мест в педагогике и психологии. Особую актуальность она приобретает по отношению к детям с нарушениями в развитии, в том числе, по отношению к детям с речевыми нарушениями. Речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обуче- нию в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, что ведет к негативным последствиям. К сожалению, количество детей с речевыми нарушениями с каждым годом воз- растает, что осложняет процесс подготовки детей к школьному обучению. Целью нашего исследования стало изучение уровня подготовленности ре- бенка с нарушением речи к школьному обучению с помощью изобразительной деятельности. Мы подобрали методики наиболее соответствующие требованиям готов- ности к школе (наличие графических умений у ребенка, работа с карандашом и пр.). Основу диагностической программы составили следующие методики: «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йерасека, «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, «Проставь значки» Р. С. Немов, проективные мето- дики «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук) и «Кактус» (М. А. Панфилова), которые позволяют определить уровень сформированности у дошкольников готовности к школьному обучению посредством изобразительной деятельности. Все методики валидны, апробированы и могут быть использованы для вы- явления влияния изобразительной деятельности на подготовку к школьному обучению старших дошкольников с речевыми нарушениями. В процессе исследования было выявлено, что дети с нарушением речи проявили заинтересованность к заданиям, усидчивость. У них сформировано произвольное внимание, способны сосредотачиваться на задании, хорошая пе- реключаемость с одного задания на другое. Дети без ошибок проводили верти- кальные и горизонтальные линии, различали и изображали основные геометри-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=