Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

277 Целью нашего исследования являлось изучение особенностей развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического раз- вития посредством изобразительной деятельности. При проведении исследования были поставлены следующие задачи: изу- чить особенности памяти старших дошкольников с задержкой психического развития, выявить научно-теоретические основы данной проблематики. В ходе диагностического исследования была использована методика рисо- вания по памяти. С помощью данной методики можно изучить особенности всех основных процессов памяти; возможно определение объёма памяти; ис- следование долговременной памяти. В заданиях определяется запас знаний ре- бенка, уровень развития процессов сохранения и воспроизведения информации; узнавание фигур. Методика позволяет дать оценку кратковременной зритель- ной памяти. По результатам исследования уровня развития памяти у старших дошко- льников с ЗПР было выявлено, что у детей снижены объём памяти и прочность запоминания, теряется часть предоставляемой информации, её воспроизведение неточное. При исследовании долговременной памяти было обнаружено, что процесс сохранения информации нарушен – она быстро теряется. На первый план можно поставить недостаточное умение применять такие приемы запоми- нания как классификация, смысловая группировка. Но зрительная память стра- дает в меньшей степени, чем слухоречевая и смысловая. Все эти отклонения могут неблагоприятно повлиять не только на подго- товку к обучению в школе, но и на саму учёбу. Поэтому необходимо своевре- менно начать коррекционную работу по развитию памяти детей с задержкой психического развития, которая должна учитывать индивидуальные особенно- сти ребенка. Необходимо обучать детей с ЗПР приемам вербализации зритель- ной информации. Благодаря этому будет развиваться такой процесс памяти, как воспроизведение информации. Творчество играет большую роль в развитии памяти дошкольников. Во время рисования совершенствуется память, воображение, мелкая моторика рук, мышление. Посредством изобразительной деятельности расширяются представления ребёнка об окружающем мире, обогащаются его знания. В про- цессе изобразительной деятельности активно развивается зрительная память ребенка, благодаря чему происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыт. Поэтому необ- ходимо в коррекционную программу добавлять упражнения с использованием изобразительной деятельности. Например, показать ребёнку плакат с изображе- нием фигур и предложить ему изобразить их по памяти. Также можно дать зада- ние ребёнку нарисовать по памяти предметы, которые он видел на прогулке. Таким образом, можно выделить характерные особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР: снижен объём, зрительная память преоб- ладает над словесной, низкая прочность запоминания, быстрая потеря полученной информации. При своевременной помощи и правильно-подобранной коррекцион- ной работе можно развить память детей с задержкой психического развития и эф- фективным средством коррекции может стать изобразительная деятельность.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=