Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

276 П. Г. Кулакова Факультет психологии, магистрант 1-го года обучения (очная форма обучения) О. А. Никитина Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Пешкова ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Память – это один из важнейших психических процессов, поскольку она яв- ляется условием для приобретения новых знаний, формирования умений и навыков. Особенно важна память как психический процесс для ребёнка, подго- тавливаемого к обучению в школе. Именно на этом этапе закладывается фунда- мент знаний, умений и навыков, которые пополняются и развиваются в течение всей жизни. Малый объём знаний, недостаточная сформированность умений и навыков приводят к трудностям в обучении детей в условиях массовой школы. Данная проблема является актуальной уже на протяжении многих десятилетий. Особенностям развития памяти детей с задержкой психического развития уде- ляли огромное внимание такие отечественные психологи как Т. А. Власова, М. С. Певзнер, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Н. Николов, Л. Д. Столяренко и др. В психологии существует несколько определений понятия «память». Па- мять – это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и вос- произведения [1]. По А. Э. Штейнмец: «память – это познавательный психиче- ский процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком (или животным) своего опыта под влиянием жиз- ненных обстоятельств». Т. А. Власова и М. С. Певзнер отмечают, что старшие дошкольники с ЗПР плохо запоминают тексты, не удерживают в уме цель и условия задачи. Для них свойственны быстрое забывание выученного. По Т. А. Власовой и М. С. Певзнер, недостаточность произвольной памяти у детей с задержкой психического развития в связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, неполной сформированностью функции самоконтроля [2]. Н. Г. Поддубная считала, что память у дошкольников с ЗПР значительно ослаблена. Этому свидетельствует следующее: ограничены объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации. Для детей свойст- венно механическое и бездумное заучивание материала. Многие механизмы памяти ослаблены: уменьшены скорость, полнота, прочность и точность запо- минания. И именно это является основой затруднений подготовки к обучению в школе. Выделяют три основных процесса памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=