Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

274 устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» являются следст- вием наиболее значимых социогенных потребностей [1]. В данные «возрастные пики тревожности» тревожность выступает как не- конструктивная, которая вызывает состояние паники, уныния. Ребенок начина- ет сомневаться в своих способностях и силах. Но тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей дошкольного возраста с нарушением речи [2]. Наше исследование проходило на базе МБДОУ ДС № 137 комбинирован- ного вида г. Тулы. Цель работы стало изучение уровня тревожности у детей с нарушением ре- чи старшего дошкольного возраста, а также теоретическое и опытно-экспери- ментальное обоснование и разработка коррекционной работы, направленной на снижение чувства тревожности у данной категории детей средствами сказок. Нами была разработана диагностическая программа, куда вошли следую- щие методики: «Кактус» графическая методика М. А. Панфиловой; шкала тре- вожности ребенка – Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика «Выбери нужное лицо»; Тест «Несуществующее животное» Е. И. Рогова; Ме- тодика исследования эмоционального состояния Э. Т. Дорофеевой Как показало исследование дети, имеющие нарушения речи, относятся к группам риска по преобладающим неврозам и тревожности в поведении. Это связано с тем, что тяжелые нарушения речи оказывают влияние на формирова- ние личности ребенка. Как утверждалось выше, что развития личности важное значение играет самооценка, но и речь является отражением действительности. Ведь именно в речи проявляются особенности мыслительной деятельности, ха- рактера и темперамента. В ходе исследования было отмечено, что дети имеют достаточно высокий уровень тревожности. Результат показывает 40 % от обще- го количества, поскольку кактусы были довольно агрессивные, с острыми иг- лами. Но так же, чуть больше половины детей, имеют средний уровень тре- вожности, что составляет 60 % от общего количества. Выраженность проявле- ния тревожности в ситуациях речевого общения в большей степени зависит от характера речевого недоразвития. Так, у детей с заиканием наблюдается наибо- лее высокий уровень речевой тревожности, по сравнению с другими катего- риями исследованных детей, который может перерастать в логофобию. Речь это значимый компонент. На наш взгляд возможным и оптимальным средством предупреждения и коррекции тревожности могут стать сказки. Эф- фективность применения сказок в целях коррекции тревожности у детей с на- рушением речи объясняет следующими причинами: в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обла- дающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия [2]. Сказка является той универсальной средой, внутри которой происходят ос- новные прогрессивные изменения в психике ребенка-дошкольника. Сказка опре-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=