Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

273 П. Г. Кулакова, Факультет психологии, магистрант 1-го года обучения (очная форма обучения) Е. В. Лукашина Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. В. Слюсарская ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОСТАВЛЕНИЯ СКАЗОК Одной из главных целей дошкольного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное пси- хическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для разви- тия личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физи- ческого и социального благополучия. Если человек находится в ситуации дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, что в свою очередь вызывает тревожность как ответную реакцию на стрессовую ситуацию. Устойчивая тревожность порождает вегетативные, неврозоподобные и психические нарушения Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых и в отечественной психологии (Г. Г. Аракелов, Л. А. Ки- таев-Смык, Н. Е. Лысенко, Р. С. Немов, А. В. Петровский, А. М. Прихожан, Е. Е. Шотт и др.). Они придают важное значение исследованию состояния тре- воги, являющемуся универсальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, которое участвует в механизме саморегуляции, способствуя мобили- зации резервов психики и стимулируя поисковую активность. С другой сторо- ны, известно, что за границами оптимальных значений тревога оказывает нега- тивное влияние на поведение и деятельность индивида. Хроническое пере- живание тревоги как неравновесного состояния и постоянная готовность к его актуализации формируют новообразование личности – тревожность. Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблаго- приятно сказывается на жизнедеятельности человека. И если учесть, что тревож- ность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрас- те, то, несомненно, изучение проблемы детской тревожности стоит в ряду особо актуальных. Вместе с тем указанная проблема не ограничивается рамками до- школьного возраста. Приобретая особое значение в период нахождения ребенка в школе, она не теряет своей актуальности и в работе со взрослыми людьми. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаружи- вающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и за- щиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большин- ства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=