Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

272 В диагностическую программу вошли следующие рисуночные методики: «Дом – Дерево – Человек» (Дж. Бун), «Автопортрет» (Е. С. Романова, О. Ф. По- темкина), «Рисунок человека» (Ю. С. Савенко), «Рисунок семьи» (Г. Т. Хоме- стаускас), «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бэнс, С. Кауфман) [4]. На основании проведенного исследования были выявлены следующие особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Дети отстают от нормально развивающих- ся детей. Старшие дошкольники с ЗПР не готовы к внеситуативно-личностному общению с взрослыми и достигают лишь уровня ситуативно-делового общения. Эти факты необходимо учитывать при построении системы педагогической и психологической коррекции. Отмечаются проблемы в формировании нравст- венно-этической сферы – страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениями со сверстниками, могут быть наруше- ны эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. При задержке психического развития затруднено социальное развитие ре- бенка, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в по- нимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое пове- дение на основе усвоенных норм и правил, не готов к межличностному взаимодействию и общению. Е. Н. Лебедева отмечает, что в коррекционно-педагогической системе воспи- тания и обучения детей с задержкой психического развития важная роль принад- лежит продуктивным видам деятельности, в т. ч. рисованию. Как правило, педаго- ги при проведении занятий по рисованию редко используют нетрадиционную технику изображения, не учитывают ее высокую коррекционную значимость, ко- торую она несет в себе. Направление коррекционной работы по формированию межличностных отношений нужно выбрать в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка. Совместное изобразительное творчество детей в группе, педагога и ребенка, родителя и ребенка, используя различные техники в том числе и нетрадиционные такие как рисование пальцами и ладонями, также рисование тематических плакатов вместе со сверстниками, способствует налажи- ванию конструктивного общения, эмоционально сближает участников, помогает в будущем быстрее преодолевать барьер между ребенком и социумом. Литература 1. Смирнова, О. Е. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, про- блемы, коррекция / О. Е. Смирнова, В. М. Холмогорова.–М.: Владос, 2005.– С. 4–5. 2. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учеб. / И. А. Зимняя.– М.: Педагогика, 2006. 3. Виноградова, О. А. Развитие речевого общения дошкольников с задерж- кой психического развития / О. А. Виноградова // Практическая психология и логопедия.– 2006.– № 2.– С. 53–54. 4. Рисуночные методики: Методическое пособие для преподавателей и уча- щихся системы психофизического развития / Под ред. С. В. Барановой.– М.: Новая реальность, 2013.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=